Star Views + Comments Previous Next Search Wonderzine

СексСекс-блогер
Татьяна Никонова
о половом воспитании

Секс-блогер
Татьяна Никонова
о половом воспитании — Секс на Wonderzine

Рассказываем, почему не стоит бояться сексуального образования

Текст: Татьяна Никонова,
автор секс-блога Nikonova.online

Половое воспитание в России до сих пор не внесено в школьную программу, осколки информации дети получают на уроках биологии и ОБЖ. В январе ввести урок по «Сексологии» предложила эксперт общероссийской профессиональной психотерапевтической лиги Инна Паустовская. А президиум РАН создал комиссию по противодействию эпидемии ВИЧ и объявил, что выход — в том числе в сексуальном образовании.

Но это только планы, сейчас полнота и достоверность информации, которую школьники слышат на уроке, целиком зависит от учителя. В массовом сознании половое воспитание приводит к «росту распущенности» и «проблемам со здоровьем», поэтому многие родители против подобного школьного курса. Секс-блогер Татьяна Никонова собрала популярные в России вопросы и мифы о сексуальном образовании и ответила на них.

 

Зачем учить сексу? Это же естественно!

Сексуальное образование подразумевает в первую очередь не обучение тонкостям секса — существующие курсы сексуальной грамотности охватывают гораздо более широкий круг вопросов. На уроках можно узнать об устройстве и функционировании тела, о том, как пользоваться контрацептивными средствами для защиты от нежелательной беременности и половых инфекций, как понимать собственные и чужие границы и уважать их, как заботиться о себе и партнёре, как определять согласие в сексе, о том, что у каждого есть право на отказ, а также понять, как действовать в сложных ситуациях, включая интернет-травлю и шантаж. Благополучие молодых людей зависит не только от того, насколько удачно они сдали ЕГЭ, но и от того, что они считают допустимым по отношению к себе и окружающим.

Знания — сила, особенно учитывая, что большая часть широко распространённых представлений о сексуальной жизни и сексуальности в России — мифыменструация — табуированная тема, а мастурбация — практически ругательное слово. Полноценный МРТ-снимок клитора, к примеру, сделали только в 2009 году, а его общедоступная 3D-модель появилась в 2016-м. При этом дети окружены сексуализированными образами в медиа и могут черпать образцы поведения оттуда. Они живут в среде, где всё говорит о сексе и призывает к нему, но никто не обучает их безопасному поведению. Логично предложить роль наставника школе. 

 

 

Мы в России как-нибудь сами справимся

Жителям России сексуальное образование особенно необходимо. У нас делают около миллиона абортов в год (самый высокий показатель среди большинства стран Европы и США); при этом многие до сих пор уверены, что из-за противозачаточных таблеток начинается «оволосение», а презервативы «убивают желание». В стране давно началась эпидемия ВИЧ-инфекции, при этом в порядка 40 % случаев инфекция передаётся при гетеросексуальных контактах, а многие понятия не имеют, какой у них ВИЧ-статус и зачем его вообще знать. На официальном уровне всё чаще звучат ложные заявления, что презервативы от ВИЧ не защищают — а защитой должны служить верность и доверие к партнёру. Женщины часто заражаются от не предохранявшихся когда-то мужей и постоянных партнёров, а 40 % из них узнают о своём положительном ВИЧ-статусе только во время беременности.

Из-за отсутствия сексуального образования и архаичного настроя в обществе последствия оказываются очень серьёзными — и касаются они не только непосредственно секса. В школу к детям, ещё не обладающим всеми необходимыми навыками критического мышления, пробираются антинаучные измышления о телегонии, в стране продолжается варварская практика калечащих операций на женских гениталиях, а насильственные браки с несовершеннолетними девочками одобряются уполномоченным по правам ребёнка.

В лучших школах страны десятилетиями с детьми происходят ужасные вещи, калечащие психику и тех, кто подвергся сексуальным домогательствам, и тех, кто обо всём знал, но ничего не мог поделать в силу юного возраста и недостатка жизненного опыта. При этом полицейские издеваются над пережившими сексуальное насилие, а основной рефрен обсуждений, даже если речь идёт о несовершеннолетних жертвах, — «Сама виновата». Сложившуюся ситуацию определённо нужно менять, и необходимые знания — первый шаг к этим переменам. 

 

 

А не пойдут ли подростки вразнос, если узнают больше про секс? 

Часто родители боятся, что дети, получив информацию в школе, начнут раньше заниматься сексом. На самом деле сексуальное образование, наоборот, помогает отложить начало сексуальной жизни — к тому же, по данным того же исследования, мальчики, обладающие нужными знаниями, начинают в два-три раза чаще пользоваться презервативами даже при первом сексуальном контакте. В США за последние двадцать лет количество подростковых беременностей резко снизилось — в первую очередь благодаря большему распространению контрацепции. В Швеции и Германии, где уроки сексуального образования обязательны, уровень подростковых беременностей в четыре раза ниже, чем в России, где такого образования нет.

Более того, сексуальное образование защищает подростков от посягательств других людей — и взрослых, и ровесников. Например, в Кении для подростков и молодых людей проводили уроки, где объясняли, что такое гендерные стереотипы, как определять активное согласие на секс и что делать, если стал свидетелем насилия — в результате они стали более уважительно относиться к женщинам. В России нередки ситуации, когда учитель пользуется своей властью и заводит романы с ученицами — при этом многие считают, что отношения с учителем не могут травмировать 16-летних школьников и не понимают, почему права подростков в этом случае нарушаются.

Страх, что дети, узнав о сексе больше, начнут заниматься им чаще, безоснователен. Сексуальное образование скорее поможет им противостоять безответственному поведению взрослых, различать манипуляции, вовремя обращаться за помощью и самим вести себя друг с другом более уважительно. Оно предоставляет навыки, необходимые для выживания в мире, где о сексе так сложно найти действительно необходимую информацию среди моря предложенной. 

 

 

Может, лучше научить детей воздержанию?

На первый взгляд такой вопрос звучит разумно: нет секса — нет и связанных с ним осложнений. Загвоздка в том, что пропаганда воздержания не гарантирует, что подросток всё время будет вести себя так, как от него требуют. Даже взрослые не всегда в состоянии придерживаться линии поведения, которую считают в принципе верной, — что взять с детей, ещё не достигших психологической зрелости?

Эксперты американской некоммерческой организации The Center for Advancing Health в 2008 году изучили результаты опроса 1719 гетеросексуальных подростков пятнадцати-девятнадцати лет, которых разделили на три группы: одни не получали никакого сексуального образования, вторых обучали воздержанию, а третьим подробно рассказывали о методах предохранения. Среди подростков из второй группы вероятность беременности была на 30 % ниже, чем среди подростков из первой группы. Но вероятность для подростков из третьей группы была уже на 60 % меньше. Главное, что показывает это исследование: пропаганда воздержания далеко не самый эффективный способ защиты, а значит, детям нужны обстоятельные объяснения о сексуальной жизни. Это подтверждают и данные исследований в консервативных американских штатах, и в религиозных Северной Ирландии и Румынии: там, где пропагандируется в первую очередь воздержание, подростки чаще сталкиваются с инфекциями и нежелательными беременностями.

 

 

Да пусть рожают, пока молоды и здоровы

Позитивное представление о ранней беременности («Роди, а потом занимайся карьерой») довольно популярно. В голове тут же возникают идиллические картины юной матери с очаровательной крошкой на руках. В реальности у рано забеременевшей девочки не всегда есть возможность окончить школу — а это означает невозможность получить высшее образование, найти более квалифицированную работу и то, что ей будет трудно содержать себя и своего ребёнка. Не всегда родители готовы помогать молодой матери с ранними внуками. Дети редко готовы сами заводить детей, поэтому шансы, что мать откажется от ребёнка, возрастают в два-три раза, если она несовершеннолетняя.

Но социальные трудности при ранней беременности — это ещё не всё. Здоровье и самой матери, и ребёнка в этом случае подвергается опасности. «Молодая и здоровая» верно скорее в отношении женщин двадцати-тридцати лет: у них дети в полтора-два раза реже оказываются мертворождёнными или умирают в течение первого месяца жизни, чем у матерей-подростков. Почти четверть глобального бремени болезни (количества лет жизни, утраченных из-за инвалидности), вызванного беременностью и родами, приходится на матерей в возрасте десяти-девятнадцати лет. 

Подросткам нужно ясно осознавать последствия своих действий, а чтобы они могли планировать беременность, им требуются достоверные и упакованные в понятную форму знания.

 

 

Но зачем рассказывать об этом в школах? Родители сами справятся!

Беседы между детьми и родителями о сексе действительно довольно эффективны. Анализ пятидесяти исследований, в которых участвовали более 25 тысяч подростков, проводившихся в течение тридцати лет, показал, что дети, с которыми дома говорят о сексе, чаще пользуются презервативами и лучше общаются со своими сексуальными партнёрами. При этом выяснилось, что родителям даже не нужно обладать какими-либо специальными знаниями — достаточно просто не стесняться поддерживать разговор. У подростка появляется язык, которым он может говорить о сексе, и он может обсуждать свои страхи и желания с партнёрами.

Однако часто и родители, и дети стесняются говорить на эту тему. В России разговоры о сексе табуированы в каждой третьей семье (для сравнения — о самоубийствах не говорят только в 15 % семей). То есть в каждой третьей семье с детьми обсуждать темы секса не станут в принципе, а в остальных — как повезёт. А ведь существует огромное количество неполных семей с очень занятым родителем, которому просто некогда вести подобные разговоры; семей, в которых информация о сексе подаётся через религиозные догматы; родители, для которых разговор о сексе сводится к фразам в духе «Опять юбку короткую надела!»; детей-сирот, чьей сексуальной грамотностью попросту некому заниматься.

Разумно организованный курс в рамках стандартной школьной программы решил бы большинство перечисленных вопросов. Из образованных детей вырастут образованные взрослые, способные обсуждать с собственными детьми волнующие их вопросы, вовремя помочь им справиться со случившимися неприятностями или предотвратить их. Половое воспитание не делает детей распущеннее — наоборот, оно даёт умение говорить о важных вещах. Сексуальное просвещение должно быть общедоступным, и школа — лучшее для него место.

Фотографии: Antonio Gravante – stock.adobe.com, weerapat1003 – stock.adobe.com

 

Рассказать друзьям
13 комментариевпожаловаться