Star Views + Comments Previous Next Search Wonderzine

ЖизньПочему кормить
грудью на публике — нормально

Где проходит грань между нормами приличия и ханжеством

Почему кормить 
грудью на публике — нормально — Жизнь на Wonderzine

Текст: Вика Боярская

Кампании в поддержку публичного кормления случаются в мире регулярно, а с 1 по 7 августа в мире и вовсе отмечается Неделя кормления грудью. Иногда поводом для акций становятся ситуации, в которых женщины, столкнувшиеся с открытым осуждением или агрессией, заявляют о своих правах. Иногда — позитивные примеры селебрити или внезапно собирающие множество лайков фотографии открытого публичного кормления. Но и в том и в другом случае остро ставится вопрос: а насколько прилично кормить грудью на публике?

На Западе право женщин кормить в публичных местах зафиксировано юридически: соответствующие антидискриминационные законы действуют в большинстве стран Европы, Великобритании, Австралии, США и Канаде. Это значит, что человек, порицающий или мешающий публичному кормлению грудью, может предстать перед судом и, вероятнее всего, решение суд примет не в его пользу. Россия же относится к тем странам, где грудное вскармливание в публичных местах не регламентируется законом никак. С одной стороны, это значит, что никто не может запретить женщине кормить ребенка грудью в ресторане, парке или торговом центре. С другой — что в случае порицания, замечаний или косых взглядов у российских женщин нет возможности опереться на букву закона, чтобы доказать окружающим, что они не делают ничего «неприличного» и не нарушают никаких административных правил поведения в публичных местах.

Справедливости ради стоит отметить, что даже в странах, где право на публичное кормление отражено в законе, неприятные инциденты случаются регулярно. Кормящую мать могут попросить выйти или прикрыть грудь салфеткой, чтобы не раздражать других гостей дорогого отеля, а политики выступают со странными высказываниями, приравнивая кормление грудью в общественном месте к эксгибиционизму.

Чаще всего именно такие истории становятся поводом для очередных акций протеста, куда выходят десятки матерей, готовых кормить грудью даже под прицелом репортёрских камер. Неудивительно, что противников публичного кормления подобное поведение оскорбляет только больше, и в ходе дебатов они занимают ещё более жёсткую позицию, требуя «оставлять личное — личным» и «соблюдать права окружающих не видеть чужую голую грудь». Тем не менее в западных странах большинство респондентов говорят о том, что их не раздражает вид женщин, кормящих публично. К примеру, по статистике британской The Independent, публичное кормление грудью считают приемлемым 77 % опрошенных. Самый низкий уровень толерантности британцы проявляют к кормлению в ресторане — там оно не раздражает 59 % опрошенных, а вот «разрешить» женщинам спокойно кормить на пляже готовы 84 %. 

Близкие по процентному соотношению результаты показывает портал Debate.org. На вопрос, прилично ли публичное кормление ребёнка грудью, утвердительно ответили 64 % респондентов. Любопытно, что большинство комментаторов, выступающих против публичного кормления грудью, предлагают матерям использовать молокоотсос и кормить ребёнка из бутылки. Вариант использования пелёнки или специальной накидки назвали приемлемым лишь некоторые противники публичного кормления.

 

Кормление — это не только процесс еды. Это также способ успокоить ребёнка, поддержать его, дать ему внимание

В целом позиция тех, кто порицает публичное кормление, сводится к нескольким аргументам. Противники публичного кормления считают, что это неприлично: в процессе кормления женщина публично обнажает грудь, что нарушает общепринятые нормы поведения. Они также считают, что публичное обнажение груди может провоцировать сексуальное насилие по отношению к женщине, говорят, что это может быть неприятно окружающим, которые не хотят видеть рядом с собой маленьких детей и наблюдать их физиологические процессы. Те, кто выступает против публичного кормления, говорят, что это «интимный процесс», «таинство» и что-то, что должно происходить только в домашней обстановке и за закрытыми дверями, а также считают, что оно нарушает границы окружающих.

Организации, занимающиеся поддержкой грудного вскармливания, отмечают, что даже в самых развитых странах женщинам приходится нелегко именно из-за возможного нежелания их оппонентов признать, что кормление ребёнка грудью — это естественный процесс, в котором нет непристойного подтекста, а женская грудь, как и сама кормящая женщина, далеко не всегда является для окружающих сексуальным объектом. Они выступают за демаргинализацию публичного кормления, подчёркивая, что нахождение ребёнка у груди матери — это самое нормальное для него состояние. La Leche League рекомендует женщинам сохранять достоинство и помнить, что каждая мать, спокойно кормящая публично, становится амбассадором естественного вскармливания.

В своих информационных бюллетенях организация также особо акцентирует внимание на нескольких моментах. Во-первых, естественное вскармливание рекомендовано ВОЗ: педиатров призывают поддерживать в матерях намерение кормить грудью до двух лет, а детям возрасте до 6 месяцев показано получать в качестве пищи исключительно грудное молоко. Это естественный механизм, заложенный природой, а польза такого метода вскармливания младенцев широко доказана научно. Также научно доказано, что использование «заменителей груди» (бутылочки, пустышки) может отрицательно сказаться на лактации и стать угрозой сохранению естественного вскармливания.

Во-вторых, кормление — это не только процесс еды. Это также способ успокоить ребёнка, поддержать его, дать ему внимание. В первые месяцы жизни младенец, находящийся исключительно на грудном вскармливании, имеет естественную потребность прикладываться к груди часто: интервал между прикладываниями может составлять от 10 до 40 минут — и это норма. У младенца, лишённого возможности приложиться к груди, резко возрастает уровень кортизола, он не находит привычного для себя способа успокоения и испытывает сильный стресс и физическое страдание. В-третьих, это удобно матери, так как ребёнок на груди спокоен (или быстро успокаивается), не испытывает стресса, не плачет и не привлекает к себе внимание окружающих. Кроме того, у матерей с неустановившейся лактацией (этот период чаще всего длится первые 3–5 месяцев после рождения ребёнка) могут быть частые приливы молока. В этом случае приложить ребёнка к груди физически необходимо: если этого не сделать, есть серьёзный риск получить застой молока или воспалительный процесс.

 

 

Тем не менее, даже если вы знаете, что большинство на вашей стороне, в таком деликатном вопросе иногда может быть достаточно одного осуждающего замечания или не слишком одобрительного взгляда. Ситуацию усугубляет тот факт, что в европейском регионе, к которому статистически относится и Россия, один из самых низких показателей продолжительности грудного вскармливания в мире. Отношение к публичному кормлению калибруется двумя факторами: средней длительностью естественного вскармливания (чем она больше, тем более расслабленно воспринимается публичное кормление) и общим уровнем толерантности и открытости. В Европе высокий уровень толерантности, но очень маленькая продолжительность кормления — в среднем 1–3 месяца, в зависимости от страны. Особняком стоит Скандинавия: там продолжительность больше, так как матери имеют право на длительный оплачиваемый отпуск по уходу за ребёнком, поэтому многие кормят дольше. 

Исторически в западном мире процесс кормления, как и всё, что связано с рождением и выращиванием детей, был внутрисемейным женским делом. Среди дворянства и аристократии была широко распространена традиция «молочного материнства»: матери сами не кормили детей, для этого нанималась специальная прислуга — кормилица. Вплоть до конца XVIII века в Европе (а в России — ещё дольше) работа кормилицы была одной из самых популярных среди женщин из низших сословий; это придавало процессу кормления «низовой» статус — в приличном обществе публично кормить было невозможно, и даже если женщина выбирала самостоятельно выкармливать своих детей, она делала это только в приватной обстановке.

В XIX веке в европейских странах постепенно начали приниматься законы, обязывающие матерей самостоятельно выкармливать детей. Наряду с тем появлялось всё больше просветительских трудов, отмечающих ценность материнского грудного молока, противопоставляющих его искусственным заменителям, которые в те времена были довольно плохого качества.

Ситуацию изменили индустриализация и частичное уравнивание женщин в правах с мужчинами. Детей стало можно отдавать в государственные ясли, и это существенно повлияло на продолжительность времени грудного вскармливания — оно резко сократилось. Публичное кормление уже не вызывало неистового порицания, но в связи с массовым распространением искусственных смесей и тем, что женщинам было необходимо как можно скорее возвращаться к труду, само кормление грудью стало совершенно непопулярно.

Отношение общества к публичному кормлению сильно коррелирует
с отношением
к свободе женщины распоряжаться своим телом

 

В рамках коммунистической идеологии и «нового советского быта» статус женщины тоже не предполагал долгого вдумчивого материнства: женщина должна была как можно быстрее вернуться в статус рабочей единицы. Для этого создавались все условия: ясли, молочные кухни. В результате отлучение от груди происходило в самом раннем возрасте, а альтернативы не предполагалось, так как условий для сохранения грудного вскармливания и его демаргинализации создано не было. 

Популярность грудного вскармливания и изменение отношения к нему захлестнуло мир в 60-х: Запад переживал беби-бум, хиппи проповедовали естественность и близость к природе, в моду вошли путешествия по странам третьего мира и бывшим колониям, где женщины кормили и ходили с обнажённой грудью публично. В Советском Союзе примерно в это же время была принята партийная директива по созданию условий для поддержки грудного вскармливания на производстве; кормящие матери с детьми до 1 года имели право на сокращение рабочего времени в пользу нескольких интервалов для кормления, ясли начали строить прямо на предприятиях, чтобы женщины могли отлучаться к детям по необходимости. 

Накопленный к этому времени научный опыт гласил, что грудное молоко — однозначно самый полезный вид пищи для младенцев. Это утверждение не подвергалось сомнению примерно до конца 80-х, когда новая волна эмансипации подвигла женщин не отказываться от желания концентрироваться на карьере, а ставшие куда более совершенными смеси для искусственного вскармливания позволили сократить декретный отпуск до минимума и продолжать работать практически сразу после появления ребёнка. Популярность продолжительного грудного вскармливания начала падать, несмотря на все усилия ВОЗ по его активному продвижению как в развивающихся, так и в экономически успешных странах.

Естественное вскармливание в России в наши дни не является нормой. По статистике ВОЗ за 2006–2011 годы, средняя продолжительность исключительно грудного вскармливания младенцев в России — 1 месяц. Неудивительно, что женщинам, кормящим ребёнка только грудным молоком, а также тем, кто кормит дольше полугода, может быть сложно чувствовать себя уверенно и отдавать себе отчёт в том, что в публичном кормлении нет ничего маргинального: таких матерей просто слишком мало, чтобы формировать «большинство».

Современная жительница крупного города даже с маленьким ребёнком имеет возможность вести активный образ жизни: ходить в рестораны и кафе, посещать развивающие занятия для мам и малышей, музеи, магазины, городские мероприятия. Всепроходные и удобные коляски, эргопереноски и такси с автокреслом помогают мамам гулять и развлекаться вместе с детьми — естественно, что в такой ситуации рано или поздно возникает необходимость покормить ребёнка. Особенностью грудного вскармливания является то, что ребёнок испытывает потребность приложиться к груди гораздо чаще, чем раз в три часа, как это происходит в случае с кормлением смесью. Поэтому мамам, кормящим грудью, не избежать ситуаций, когда кормление случается вне дома. Мало кто задумывается о том, что в противном случае, если кормление будет происходить только «за закрытыми дверями», женщина будет обязана не выходить из дома на протяжении всего декрета.

 

В русскоязычных интернет-сообществах для мам тема «прилично/неприлично» и «как реагируют окружающие» возникает регулярно. В одном из недавних постов из закрытого facebook-сообщества Momshare одна из участниц попросила других мам рассказать о случаях резко негативного отношения к публичному кормлению грудью. Пост собрал более ста комментариев, в 14 из них сами мамы-участницы отрицательно относились к публичному кормлению; около 10 женщин заявили, что открыто (то есть не прикрываясь пелёнкой, шарфом или специальной накидкой) кормят публично и не сталкивались с негативом, остальные (то есть примерно 75 % респондентов) отметили, что готовы кормить и кормят публично, только прикрывшись пелёнкой или специальной накидкой, и считают такой вариант самым удобным для себя и окружающих.

Действительно, основное решение для женщин, которые не готовы сталкиваться с осуждением окружающих, но хотят иметь возможность кормить в публичном месте, — прикрываться пелёнкой или специальными накидками, искать укромный угол или комнату для кормления. Женщины, кормящие долго (например, по заветам ВОЗ — до двух лет), чаще всего стремятся объяснить подросшему ребёнку, что получить доступ к груди он может только в приватной обстановке; их ситуацию дополнительно осложняет тот факт, что чем старше ребёнок, тем выше риск столкнуться с непониманием и открытым выражением порицания. 

Нетрудно заметить, что в целом отношение к публичному кормлению в современном обществе сильно коррелирует с отношением к свободе женщины распоряжаться своим телом, к необходимости идентифицировать и отстаивать свои собственные границы. Как бы странно это ни звучало, но у общественного запроса на сокрытие процесса кормления грудью довольно много общего со слатшеймингом: и в том и в другом случае женщину заставляют подчиняться навязанным извне нормам морали и представлениям о том, «что такое хорошо и что такое плохо». Табу публично использовать грудь по естественному, определённому природой назначению — это печальное последствие сексуальной объективации: к сожалению, обнажаясь, чтобы покормить ребенка, женщина всё ещё рискует получить обвинения в демонстрации «сексуальных прелестей», хотя никакого отношения к сексу подобное действие, как и сама по себе грудь, не имеет. Так что, хотя женщины уже отвоевали себе право на грудь, кто-то по-прежнему стремится рассказать им о том, как её правильно использовать. 

 Фотографии: juan_aunion — stock.adobe.com, juan_aunion — stock.adobe.com, Wikimedia (1, 2)

Рассказать друзьям
149 комментариевпожаловаться