Star Views + Comments Previous Next Search Wonderzine

ЖизньКак я уехала в Шанхай на каникулы, осталась на 8 лет и не спешу возвращаться

Аяла Султанова о культурных барьерах, работе и отдыхе

Как я уехала в Шанхай на каникулы, осталась на 8 лет и не спешу возвращаться
 — Жизнь на Wonderzine

Интервью: Дарья Сухарчук

Я впервые оказалась в Шанхае почти десять лет назад — летом 2006-го студенткой по обмену. И как-то само собой вышло, что после окончания университета я уехала доучиваться в Китай — сначала подтягивала язык, затем получала экономическое образование. Потом поработала в Москве, но снова вернулась в Шанхай. Вообще-то я думала, что просто еду в гости к друзьям, ненадолго и с маленьким чемоданчиком. Но захотелось остаться — в Москве меня ничего не держало.

Решив, что останусь в Китае, я сразу стала рассылать резюме местным компаниям. К счастью, мне было где жить — друг приютил меня на время, а первая работа в Шанхае нашлась быстро. Правда, в той компании я продержалась лишь три месяца — было ужасно скучно. Зато, отмечая свой день рождения в галерее River South, я познакомилась с её владельцем — тайваньцем, который учился в Нью-Йорке и снимал кино, а потом решил обосноваться в Китае. Тайваньцу тут вряд ли бы дали снимать, даже имя в титры не включили бы, поэтому он открыл арт-центр. Ко мне на вечеринку тогда пришло человек пятьдесят, что его впечатлило, так что он предложил мне работу организатором мероприятий: делать показы мод, выставки.

Звучит интересно, но денег было мало и платили их с задержками. После очередной, в два месяца, я ушла в шоу-рум гонконгского дизайнера, но и там продержалась лишь полгода — работать приходилось по шесть дней в неделю допоздна, постоянные переработки давали о себе знать. Когда я почти отчаялась, на одной из вечеринок меня познакомили с ребятами, открывшими M1NT — самый гламурный клуб в Шанхае, где гуляли все местные звёзды: каждый год там отмечали открытие «Формулы-1», а на крыше стояла феррари. Там я в итоге и проработала несколько лет, но потом владельцы сменились, вся команда ушла, и я тоже. Сейчас я работаю в PR-агентстве, которым владеют китаянка и итальянец.

Мои начальники, как правило, были европейцами. Надо сказать, что в Китае нет такой культуры переработок, как в других азиатских странах. Хотя, конечно, это зависит от профиля: например, в сфере развлечений или в рекламе приходится задерживаться допоздна перед важными проектами. Если ты занимаешься организацией событий, то всегда нужно быть на ногах до конца мероприятия — но обычно это около десяти вечера, и далеко не каждый день. Офисные работники тут уходят домой чётко по расписанию — в шесть.

Жизнь в Шанхае в целом проще и дешевле, чем в Москве: Китай построен так, чтобы всем было удобно. Китайцев — миллиард, и поэтому все эти удобства доведены до автоматизма: например, здесь отличная транспортная система с дешёвыми перелётами во все города, магазины работают допоздна, недорогое такси. К тому же тут не только удобнее, но и теплее, чем в Москве, — это тоже радует. Единственное, что неприятно, — это зима, она тут холодная и влажная, и это при отсутствии отопления. У кого есть деньги — платит за кондиционер, а у кого нет — носит толстую стёганую пижаму и рано ложится спать под толстое одеяло.

 

Шанхайцы умеют веселиться, и даже старички тут радуются жизни

Шанхай во многом сохранил те черты, которые были у него сто лет назад, когда его называли «шлюхой Востока». Тогда это был портовый город с толпами моряков и красными фонарями. Было очень много наркотиков, в основном опиума, и шальных денег. Кроме того, тут всегда было много иностранцев: англичане в своё время правили несколькими кварталами, и даже полиция у них была своя. Шанхай не может похвастаться  такой богатой историей, как Пекин, или другие города. Шанхай — это город, где можно было быстро заработать много денег, и он остался таким до сих пор — сейчас это финансовая столица Китая.

Стремление быстро заработать денег и отличает шанхайцев от пекинцев. Вторые, как мне кажется, более интеллигентные, ценят классическую музыку, выставки, кино. А шанхайцам важнее от души развлечься, поэтому тут кругом рестораны и бары с живой музыкой. Шанхайцы умеют веселиться, и даже старички тут радуются жизни: ложатся в десять вечера, встают в шесть утра и идут заниматься тай-чи или танцами в парк. Включают старенький магнитофон, занимаются. Мне это очень нравится — что они собираются все вместе, общаются, танцуют, не комплексуют совершенно и просто наслаждаются жизнью, несмотря на возраст.

Ещё здесь очень любят поесть — и с тем, чтобы поесть вкусно, в Шанхае проблем вообще нет. Правда, есть и местные особенности. Например, на рынках у местных тётушек еда намного дешевле, чем в супермаркетах. А вот привычные европейцам вещи, вроде сыра, по которому все скучают, стоят очень дорого. Правда, у меня есть знакомые повара, и я обычно заказываю еду вместе с ними у их поставщиков. Если таких знакомых нет, то можно заказывать в интернете — всё равно выйдет выгоднее, чем в магазине. Но общее правило одно: всё импортное в Китае стоит намного дороже, чем местное, из-за 18%-ной надбавки. Это сказывается и на одежде, например, всякие дешёвые марки вроде Zara в Китае стоят дороже, чем в Европе.

Смешно, кстати, что сами китайцы, кто побогаче, любят покупать всё «настоящее», как наши «новые русские». Этим они отличаются от европейцев, которые с удовольствием покупают поддельные вещи дорогих марок на местных рынках — такие есть в каждом городе. Я не понимаю, зачем мне платить 100 долларов за какую-то вещь, если я могу купить такую же за 10? К поддельным вещам стоит присмотреться: они могут быть очень хорошего качества и прослужат годами. Иногда их шьют на тех же фабриках, что и дорогие — просто выполнив заказ большого клиента, отправляют всё, что осталось сверх того, на рынки или в интернет. Такие вещи надо искать и торговаться. А самые продвинутые находят маленькие местные марки или шьют одежду на заказ — получается качественно и не очень дорого.

 

Я очень общительный человек, и мне всегда было легко находить друзей. Катаюсь на скейте, хожу на йогу и много с кем там познакомилась. Самые мои близкие подруги, уже ставшие почти родными, — русские девушки. Но есть друзья со всего мира. Я свободно говорю по-английски и по-китайски, могу немного по-французски и люблю знакомиться. Несмотря на то, что я профессионально организовывала вечеринки, среди коллег у меня близких друзей нет, мы всё же слишком разные. У меня была очень своеобразная юность, в Москве я выросла в скейт-тусовке на парке Победы. Мне до сих пор ближе всего эта уличная культура, я люблю этот стиль и эту музыку, в своё время даже немного постояла за диджейским пультом. И друзья у меня всегда были соответствующие: музыканты, дизайнеры, спортсмены.

Первые годы в Китае мне не хватало любимой электронной музыки, но сейчас её стало больше. Сами китайцы пока больше всего любят рок. Но мода меняется, и сейчас я уже знаю много очень продвинутых китайцев, которые слушают интересную электронную музыку. Кроме тусовок, тут, конечно, можно искать знакомых через интернет. Фейсбук закрыт (многие обходят блокировку, но это удаётся не всегда), так что все сидят в InterNaitons — это международный форум для экспатов со страничками для каждой страны. Они в Шанхае устраивают вечеринки для своих членов в одном из больших отелей, туда приходит человек по двести. Кроме того, очень популярны встречи для профессиональных знакомств — networking, — их тоже можно найти на InterNations и на других платформах.

Ещё можно отслеживать группы в WeChat, который стал фактически вторым фейсбуком. Он даже удобнее, потому что через него можно платить в интернете. Там можно найти что угодно — от рекламы новых клубов до объявлений о сдаче квартиры, главное только не зевать. Кстати, жильё в Шанхае тоже стоит искать в WeChat, многие там ищут соседей в съёмные квартиры. Это тут распространено среди иностранцев: снимают компанией 4–5-комнатную квартиру и живут, как молодёжь в Европе. Хотя, конечно, Шанхай в последние годы стремительно дорожает, и быстро найти что-то хорошее тут трудно. Новичкам чаще приходится обращаться в агентства недвижимости — они экономят время.

Что касается дружбы с китайцами и культурного барьера, то между ними и приезжими действительно порой встают серьёзные предрассудки, мешающие хорошим отношениям. Например, одна моя приятельница потеряла свою давнюю китайскую подругу после того, как начала дружить с парнем африканского происхождения. Расизм в Китае, увы, не редкость и часто даже не скрывается. Хуже всего приходится именно людям с тёмной кожей, хотя от стереотипов страдают все, включая русских девушек. Хотя, конечно, китайцев больше миллиарда, и я знаю много открытых творческих людей, свободных от предрассудков. Как и везде, все люди разные. 

Здесь недоступны YouTube, Twitter, Facebook. Местные власти считают, что мировые новости — это опасно

На романтические знакомства, как в большинстве мегаполисов, тут смотрят очень свободно. В среде экспатов мало кто заводит серьёзные отношения, всем больше нравятся короткие интрижки, потому что большинство не планирует оставаться в Китае надолго. Много смешанных пар — но чаще всего это мужчины-европейцы с китаянками, может быть, потому, что мужчин среди иностранцев тут больше, а может быть, европейским мужчинам так проще. Бывает и наоборот, конечно, но намного реже. Впрочем, я видела и постоянные пары — нередко это бывали бизнесмены-иностранцы, женившиеся на китаянках ещё и ради бизнеса: всё можно записать на имя жены. Знакомятся при любом удобном случае, благо мест и событий в городе хватает. Ну, и конечно, вся англоязычная публика сидит в «Тиндере». Китайцев там почти нет — у них есть свои сайты.

Интернет в Китае крайне нестабилен из-за цензуры. Сейчас она, к сожалению, усиливается: например, недавно прошёл слух, что запретят вообще все иностранные СМИ. Вряд ли это всё правда, но что-то могут прикрыть. Закрыли же в своё время YouTube, Twitter, Facebook, часть сервисов Google и кучу всего ещё. Местные власти считают, что мировые новости — это опасно, что жители не должны читать о забастовках и революциях за границей.

Цензура есть и в сфере развлечений — например, все популярные музыканты, которые приезжают с большими концертами, должны быть одобрены китайской стороной. И китайские цензурные органы лучше не злить: скажем, несколько лет назад был случай с китайским турне Бьорк, когда она на концерте спела в поддержку независимости Тибета. После этого все её концерты в Китае отменили, въезд закрыли, а у промоутеров были серьёзные неприятности. К счастью, мне с таким бороться не приходилось — но просто потому, что не устраивала большие концерты, а малоизвестным музыкантам не надо никаких специальных разрешений — только концертная виза.

В принципе, я вообще не сталкивалась в Шанхае с какими-то серьёзными трудностями. Конечно, я приезжаю в Москву, езжу в Европу, путешествую по Азии. Но Шанхай пока мне нравится больше всего. Сейчас я, кроме работы в агентстве, занимаюсь парой собственных проектов, например хочу привезти в Китай русских артистов. Но сейчас ещё рано об этом говорить.

фотографии: 1, 2 via Shutterstock, Instagram

Рассказать друзьям
8 комментариевпожаловаться