. Star Views + Comments Previous Next Search Wonderzine

МнениеСтрах и ненависть: Почему ПМС — это
не шутка

Как жить, когда раз в месяц невыносимо плохо

Страх и ненависть: Почему ПМС — это
не шутка — Мнение на Wonderzine

Текст: Маргарита Вирова

Я НЕОДНОКРАТНО СИДЕЛА НА ПОЛУ, ПЫТАЯСЬ УДЕРЖАТЬ ПОТОК СОПЛЕЙ, серьёзно раздумывая, что родилась некрасивым и плохим человеком и лучше не будет никогда. Я легко могу проплакать три дня подряд. Не вымытая соседями посуда может вызвать у меня агрессию критического уровня и желание мести. Однажды я стащила с четвёртого этажа на улицу средних размеров шкаф и расколотила его молотком. Это длится ровно неделю, а потом я обратно превращаюсь в обычного человека.

Нет, я не персонаж ситкома Comedy Central и не Женщина-Халк. Просто на фоне стрессов и повышенной тревожности у меня ярко проявляется предменструальный синдром. На то, чтобы подтвердить склонность к ПМС, ушло полтора года, закончившиеся встречей с хорошим эндокринологом. Эффективной профилактики я для себя не нашла до сих пор. Ромашковый чай и прикладывание подорожника занимают только руки, но с тем, что творится в голове, народные средства справиться не в состоянии. Это не говоря уже о том, что физиологические симптомы тоже требуют внимания и правильного лечения.

Разные врачи будут по-разному подходить к диагностике. Кто-то не различает степеней тяжести и не глядя выписывает антидепрессанты, кто-то советует начать принимать оральные контрацептивы, а кто-то выдаст внушительный список анализов, которые нужно сдать, чтобы определить, что именно происходит с вашим организмом. Сложнее остальных тем, у кого обнаруживается так называемый ПМДР — предменструальное дисфорическое расстройство, — которое может сопровождаться такими серьёзными реакциями, как панические атаки. На почве бурного переживания предменструального синдрома могут возникать тяжёлые неврозы. Многие женщины признаются, что для них ПМС — это не просто терпимая боль или отёчность, но тяжелое переживание, с которым они вынуждены справляться из месяца в месяц.

«ПМС — это комплекс патологических симптомов, которые циклично возникают за 2–10 дней перед менструацией и самопроизвольно исчезают в течение нескольких дней после неё, — объясняет гинеколог-эндокринолог Валентина Явнюк. — Существует порядка ста пятидесяти различных симптомов, которые встречаются у 80–90 % женщин репродуктивного возраста; целый комплекс симптомов ПМС испытывают около 25 % женщин. Однако примерно 4 % женщин страдают от ПМДР — тяжёлой формы ПМС, которое оказывает на жизнь женщины такое же разрушающее действие, как и клиническая депрессия».

Конечно, так происходит не у всех. Однако это не значит, что ПМС не существует. Точка зрения, что предменструальный синдром — просто отсутствие самоконтроля, жестоко стигматизирует само явление. Вместо того чтобы научиться слушать свой организм и с уважением относиться к своей психике, мы заталкиваем необходимость честно разобраться с ПМС куда подальше. У женщин развивается страх, что им начнут вменять происходящее в вину.

 

 

Около года назад психолог Робин Стайн Делука прочла на TED Talks лекцию о ПМС, запись которой на данный момент посмотрели более миллиона человек. Она объясняет всё, что касается сложностей в исследовании вопроса, в чём опасность медикализации репродуктивного здоровья, а также кое-что о социальных мифах, касающихся ПМС. Наша и западная культура весьма в этом похожи: женщине не положено быть агрессивной, депрессивной и расстроенной, поэтому выражение всех вытесненных эмоций откладывается до «разрешённого» момента, которым в общественном сознании и является та самая неделя до начала цикла. Эта распространённая в научных кругах точка зрения — на деле лишь одна из многих и совершенно не означает, что ПМС стоит списать со счетов исключительно как социальный конструкт. 

Версий происхождения предменструального синдрома существуют десятки, но больших и подробных исследований на эту тему очень и очень мало. Почему? А просто никто не хочет этим заниматься. В Великобритании учёных, разбирающихся с проблемой эректильной дисфункции, в пять раз больше, чем тех, кто занимается поиском лечения ПМС. Опросы, проведённые в разных странах в разные же годы, показывают, что от предменструального синдрома в той или иной форме страдает от 25 до, подумайте, 90 % женщин (по крайней мере, такое количество тех, кто подтверждает наличие хотя бы одного симптома).

Впервые ПМС был описан английским врачом Робертом Франком в 1931 году: он связывал неустойчивость эмоционального и психологического состояния женщины и возникновение специфических болей с наступлением второй (лютеиновой) фазы предменструального цикла. Для того чтобы избавиться от недуга, «добрый доктор», кстати, рекомендовал удалять яичники. В общем, честно говоря, дальше открытия Франка исследования не зашли: теории возникновения ПМС существуют, но ни одна из них не доказана. Что мы вследствие этого имеем, понятно: небрежность при диагностике, отсутствие чётко выявленных связей причин и последствий, а подбор подходящих профилактических средств и процедур производится практически вслепую. И даже гистерэктомия не гарантирует полного исцеления предменструального синдрома.

Гинеколог Валентина Явнюк подтверждает, что единого и однозначного мнения о том, в чём причина предменструального синдрома, не существует: «Самая „рабочая“ для эндокринологов позиция заключается в представлении о так называемом эколого-репродуктивном диссонансе. Жизнь современной женщины идёт вразрез с её репродуктивной программой, которая не менялась тысячелетиями. Природой не были предусмотрены ежемесячные гормональные перестройки. Ещё недавно, в доконтрацептивную эпоху, гормональный цикл женщины выглядел совсем иначе, чем сегодня: овуляция — беременность — роды — длительное грудное вскармливание (до трёх лет) — и новый овуляторный цикл. Таким образом, цикл, который раньше занимал порядка четырёх лет, сегодня повторяется у женщины каждый месяц (то есть само колебание обоснованно, но происходит оно слишком часто). Парадоксально, но физиологичный, естественный процесс репродуктивной активности вызывает заболевание в силу нефизиологичного „режима эксплуатации“ женского организма».

Первые попытки тщательной стандартизации диагностики ПМС появились совсем недавно, но консенсуса по этому вопросу не достигнуто до сих пор. При этом для среднего человека, не обременённого знаниями о функционировании женского организма, предменструальный синдром не представляется заболеванием, которое требует тщательного изучения. Для большинства это в первую очередь набор поведенческих характеристик, валящихся в общий котёл стереотипов вместе с «женской логикой» и «женской дружбой». Такие невежественные представления способны не только на долгие годы отваживать женщин от кабинетов врачей, но по-настоящему разрушать отношения и самочувствие — и совсем не на одну неделю.

Профессиональная помощь при этом может помочь облегчить ситуацию. Колебание гормонов отнимает много сил и ресурсов у организма, так почему бы ему не помочь? Чаще всего врачи прибегают к гормональной терапии, выписывая, если есть к тому показания, оральные контрацептивы. При подтверждённом дисфорическом расстройстве могут быть выписаны антидепрессанты. Однако в более лёгких случаях можно попробовать изменить образ жизни, чтобы облегчить протекание ПМС, говорит Валентина Явнюк: «Гормональная активность сильно влияет на процессы, происходящие в центральной нервной системе, но есть и обратная связь. Постоянный стресс, рабочие и эмоциональные перегрузки, недостаток подвижности и в целом неправильный образ жизни могут усугублять протекание ПМС. Правильное питание, умеренные физические нагрузки, эмоциональный комфорт и удовлетворённость своей сексуальной и социальной жизнью положительно отражаются на стрессоустойчивости организма, а значит, помогают легче пережить и ПМС».

Какой бы ни была причина, в первую очередь стоит отказаться от мизогинического восприятия этой особенности, которое отбрасывает нас в те времена, когда женщина во время менструации считалась нечистой. Скорее всего, это повод взять отгул (вполне приемлемая в развитых странах практика), посидеть дома в трусах и футболке и почитать книгу, разобрать завалы писем или просто наконец-то поспать. Ещё совсем недавно проинформировать кого угодно о том, что у тебя месячные, считалось неприличным, и мы знаем множество примеров активистской борьбы за видимость такого нормального явления, как менструация. Важно понять: не стоит прятать всё, что её сопровождает. Именно умалчивание рождает мифы и домыслы о естественных процессах и явлениях, вследствие чего они перемещаются в разряд табуированных тем. У женщины может быть ПМС, а может и не быть — и это нормально.

Возможно, первые вменяемые исследования мы увидим в ближайшем будущем, а вместе с ними появятся и куда более понятные объяснения и схемы профилактики. Важнейшие задачи сегодня — это наладить открытый разговор о проблеме, не замалчивать её важность и направить силы на её изучение. Так мы оставим в прошлом легенды об обязательных неуправляемых истериках и полной зависимости женщин от биологических факторов, которые кто-то использует для самооправдания, а то-то — для дискриминации. Неплохо было бы оказаться в мире, где фраза «у меня ПМС» вызовет не ужас или насмешку, а понимание окружающих.

Фотография: Sanrio

 

Рассказать друзьям
42 комментарияпожаловаться