Мнение«Важные годы» Мэг Джей:
Почему нужно включать
голову уже в 20 лет
Психолог Мэг Джей о недооцененном третьем десятке и о том, как решения этого периода формируют жизненный ландшафт
маша ворслав
В России вышла книга «Важные годы» (в оригинале «The Defining Decade: Why Your Twenties Matter») клинического психолога Мэг Джей — автора известной лекции «Почему 30 — это не новые 20». Рассказываем, почему ее лучше всего прочитать именно в 20, и особенно если до 30 хочется пинать понятно что, а все самое важное и главное в жизни, кажется, само собой материализуется на четвертом десятке.
Мэг Джей — доктор наук и психолог, специализирующаяся на развитии молодых людей нескольких возрастных групп, в основном от 20 до 30 лет. Ее работа «Важные годы» посвящена двадцатилетним; Джей, по ее словам, одна из немногих, кто начал говорить не про молодежь, а с ней — и за это заслуживает искренней благодарности.
«Важные годы» охватывают несколько сфер жизни: карьеру, любовь, восприятие тела и времени — так, по крайней мере, рубрицирован текст. На самом деле больше всего рассказывается про работу. Понятно, зачем понадобилось деление на главы «карьера» и «время», но их без потери смысла можно объединить под одним заголовком — часть о восприятии времени раскрыта в таком ключе, что без шероховатостей встроилась бы в повествование о работе. Много внимания уделяется любви и личной жизни и совсем капля — здоровью, вернее одному его аспекту — фертильности.
Джей начинает с главы о работе — такой подход импонирует. Но то ли она приводит в пример совсем безалаберных героев, то ли читатель понимает о карьере несколько больше, чем от себя ожидал, эта часть навевает тоску — когда ты год назад переживал панические атаки, боясь, что растратишь свои данные и жизнь попусту, читать про беспечных 28-летних, делающих для достижения своих смутных планов чуть меньше чем ни черта, скучно.
Ощущать неуверенность в себе
и совершать ошибки необходимо
для развития личности
Часть про личные отношения заходит пободрее — впрочем, вполне вероятно потому, что у конкретного читателя с ними дела обстоят не так гладко, как с работой. Психолог уделяет внимание не столько романтическим, сколько важным связям в принципе (после некоторых диалогов про семью комок в горле чуть ли не нащупывается). К примеру, Джей отмечает и подтверждает не одним исследованием и статьей значение крепких социальных связей — независимо от того, развиваются дальше или нет, они помогают молодому человеку нащупать твердую почву и не ощущать себя «листиком на ветру».
Последняя метафора — из заключительной части книги; кажется, она наиболее точно характеризует состояние тех 20-летних, которые только-только сбрасывают детский пушок и растят настоящие перья. Когда тебе 20+, говорит и показывает на примерах Джей, совершенно естественно ощущать тревогу, неуверенность в себе, совершать большие и маленькие ошибки на работе и в жизни — это необходимо для развития личности и, что особенно умиротворяет, такая необходимость подтверждена. Джей исследует очень большое количество ситуаций, на которых молодые люди могут забуксовать, и помогает их переосмыслить и преодолеть. Не буду обкрадывать потенциального читателя, но кину удочку: если вам когда-нибудь казалось, что вы ноль и не знаете, что делать со своей жизнью, если случалось отрицать собственные достижения и влезать в непонятные или даже стыдные отношения, стоит открыть Goodreads или Bookmate, оплатить подписку и скачать эту короткую, полезную книжку.
Возможно, тем, у кого есть хорошие старшие товарищи (друзья или семья), книга расскажет не так много, как аннотирует, но, к сожалению, в 20 мало у кого есть грамотные советчики, а также смелость и спокойствие, чтобы к ним обращаться. «Важные годы» в любом случае лучше прочитать, чем пропустить; их бесхитростный язык свое дело делает — а именно утверждает в мысли, что для счастья нужно вкалывать (Чиксентмихайи, привет), прощупывать, где больнее, и идти против ветра — и при этом беречь себя, а не ухайдакиваться. Важнее вас самих пока никого нет — возможно, с наличием детей эта схема меняется, но пока их нет, вы самый главный для себя человек, и об этом — и вечном пистолете у виска, помогающем отделять песок от жемчужин и делать быстрее, выше, сильнее — нужно всегда помнить.