МнениеЧем грозит запрет
бесплатных абортов
Старший научный сотрудник Института демографии Виктория Сакевич о новом законопроекте
В конце прошлой недели в Госдуму был внесен законопроект о запрете бесплатных абортов без медицинских показаний. С этой инициативой выступила группа депутатов из Самарской области, ссылаясь на то, что все главенствующие религии мира приравнивают аборт к убийству, а помощь женщине в прерывании беременности задевает чувства налогоплательщиков и верующих сотрудников страховых компаний. У неверующих женщин все же сохранится возможность сделать аборт по собственному желанию — но за деньги. Мы попросили Викторию Сакевич прокомментировать, чем в перспективе грозит отмена бесплатных абортов.
Виктория Сакевич
старший научный сотрудник Института демографии НИУ ВШЭ
Россия долгие годы стоит в ряду стран, имеющих самые высокие уровни абортов; это действительно серьезная проблема общественного здоровья. Даже сейчас, когда показатели абортов снизились по сравнению с началом 1990-х годов в четыре раза, суммарный коэффициент абортов в России составляет 0,8 в среднем на одну женщину, то есть 80 женщин из 100 делают в среднем один аборт в течение жизни, а, например, в Англии и Франции — 0,5 в среднем на одну женщину (или 50 на 100 женщин), в Италии, Нидерландах — 0,3, в Германии и Бельгии — 0,2. Правда, в 1992 году в России на одну женщину в среднем приходилось более трех искусственных абортов. Совсем исключить аборты не получается, потому что нет совершенной контрацепции, а иногда беременность угрожает здоровью женщины.
Периодически руководство нашей страны объявляет кампанию по борьбе с абортами. К сожалению, чаще принимаемые меры касаются ограничения доступности аборта или его полного запрета (как в СССР с 1936-го по 1955-й), а не продвижения идеи «ответственного родительства» — планирования числа детей и сроков их рождения, так, чтобы все дети были желанными и своевременными для своих родителей, а не появлялись случайно. У нас нет сексуального просвещения, работа врача по консультированию женщин или пар плохо оплачивается, средства контрацепции дороги и не субсидируются даже для наиболее уязвимых слоев населения. Зато за последние несколько лет был принят целый ряд мер, ограничивающих право на аборт. Это и сокращение перечня медицинских и социальных показаний для прерывания беременности, и введение так называемой «недели тишины» — обязательного периода ожидания между обращением женщины в клинику и проведением аборта, и запрет рекламы услуг по прерыванию беременности.
Мы, наконец, почти ликвидировали смертность от абортов, зачем же возвращаться в прошлое?
Можно предположить, что отчасти на свободу аборта возлагается ответственность за снижение рождаемости, а законодательное ограничение аборта рассматривается как мера, направленная на ее повышение. Подобные заявления звучали из уст министра здравоохранения. Под профилактикой (предупреждением абортов) чиновники подразумевают отказ от аборта в пользу рождения, если нежелательная беременность случилась. Демографы хорошо знают исторические примеры стран, переживших законодательный запрет аборта (нацистская Германия, социалистическая Румыния, сталинский СССР, современная Польша). Положительных демографических эффектов такая мера не имела; наоборот, возрастала материнская смертность и даже число случаев детоубийств. Мы, наконец, почти ликвидировали смертность от абортов, зачем же возвращаться в прошлое? Рождаемость, например в Польше, несмотря на введение запрета аборта в 1993 году, продолжила свое снижение и упала в 2003 году до одного из самых низких показателей в мире (1,2 рождений в среднем на одну женщину).
На что, на мой взгляд, стоило бы обратить внимание руководителям здравоохранения, так это на качество медицинской помощи при прерывании беременности. Наименее травматичным для здоровья женщин является на сегодня медикаментозный аборт; у нас доля абортов, выполненных медикаментозным методом, не доходит до 10 процентов.
Конечно, подобные инициативы против права на аборт хорошо укладываются в общий консервативный курс последних лет. Все перечисленные выше меры по ограничению абортов были озвучены пару лет назад Патриархом Московским и Всея Руси в качестве рекомендаций в области семейной политики. Позиция церкви понятна: церковь приравнивает аборт к убийству и стремится запретить его любой ценой. Но, во-первых, Россия — светское государство, а во-вторых, призыв вернуться к патриархальным ценностям в XXI веке звучит очень странно.
Фотография: Cover Photo via Shutterstock