Star Views + Comments Previous Next Search Wonderzine

ИнтервьюСлужба поддержки:
Доула о том, как помочь
женщине пережить роды

Служба поддержки: 
Доула о том, как помочь 
женщине пережить роды — Интервью на Wonderzine

«Жёсткие ожидания чреваты большими разочарованиями и катастрофическим несовпадением идеальной и реальной картинки»

беременность и роды — тема, окружённая огромным количеством мифов, и положительных, и резко отрицательных. В результате беременные женщины часто либо очень напуганы, либо, наоборот, воодушевлены, и для многих из них роды оказываются непредвиденно травматичным опытом. Прошедший в этом году флешмоб #насилие_в_родах показал ещё одну проблему: роженицы часто сталкиваются с насилием и унижениями в тот момент, когда они наиболее уязвимы. Коммуникация с медицинским персоналом порой даётся с трудом, и не только по вине женщин, а роды вдобавок к боли может сопровождать чувство страха, дезориентированности и одиночества. Так, конечно, быть не должно — и одна из тех, кто стремится облегчить этот опыт и поддержать женщину в родах, — доула: профессиональная помощница, которая присутствует во время родов и оказывает женщине психологическую поддержку.

Профессия доулы подразумевает только немедицинское участие в родах: она не имеет права давать роженице медицинские советы, рекомендации по поводу лекарств и принимать за неё решения по поводу дальнейшего течения родов. В то же время в России отношение к доулам скорее настороженное: доулами порой называют себя и те, кто вмешивается в действия врачей или вовсе самостоятельно принимает роды на дому, порой с трагическими последствиями. Мы поговорили с доулой и ментором Birthing from within Дарьей Уткиной о профессии доулы и её границах, роддомах и медицинском персонале и способах сделать роды максимально комфортными для женщины.

Интервью: Александра Баженова-Сорокина

 

Чем пугают «стандартные» роды в России

Сейчас совпало по времени несколько событий. Флешмоб #ЯНеБоюсьСказать стал первой ситуацией, когда женщины начали публично рассказывать о насилии, в том числе и в родах. Помню, что была удивлена, когда мой пост о травматичных родах на странице Très bébé в фейсбуке собрал 300 лайков, 168 перепостов и стал популярнее всего, о чём я писала. Всё больше женщин начинают осознавать свои права на уважительное отношение в любом месте, будь то любимая работа или кабинет врача женской консультации, и они не боятся говорить об этом. Плюс за последние двадцать лет получить доступ к информации стало максимально просто, и легко заметить, насколько рутинные практики ведения родов часто не соответствуют даже базовым рекомендациям ВОЗ.

Роддома очень разные, и проблема с унижениями не только в том, что конкретный человек ведёт себя грубо. Вопрос ещё и в системе родовспоможения. Она устроена таким образом, что медики эмоционально выгорают, а дополнительная поддержка для женщин в большинстве городов просто недоступна. Даже в Москве бесплатные партнёрские роды, на которые у женщины есть законное право, в большинстве роддомов остаются правом только на бумаге. В других городах с этим ещё сложнее.

В московских роддомах, конечно, мало шансов в 2016 году наткнуться на откровенную грязь, разруху или совсем устаревшую аппаратуру. Хотя различия в возможностях роддомов вполне заметны. В Москве много вариантов родов: бесплатно по ОМС, по контракту, с индивидуальной акушеркой, с доулой, с партнёром, с личным доктором, в палате с ванной или в семейной послеродовой палате, где может жить и партнёр. В провинции чем меньше город, тем меньше вариантов. В большинстве маленьких городов есть только роды по ОМС и возможность «договориться» с врачом, то есть дать ему взятку за более «индивидуальный» подход, не подписывая никаких бумаг с обязательствами сторон.

 

 

Почему роженицы сталкиваются с агрессией

Часто чувства, которые женщина испытывает во время беременности и в родах, в женской консультации и в роддоме обесцениваются, а продуктивного диалога между женщиной и медицинским персоналом не получается. Дело в том, что в консультации на беременную женщину отведено пятнадцать минут, и за это время врач заполняет кучу бумажек (потому что иногда у него нет акушерки в помощь), измеряет вес и давление, но не успевает дать ответы на вопросы беременной и при этом убедить её в необходимости назначений. За отказ от УЗИ или анализов этого врача потом будет ругать начальство. Запугать или задавить авторитетом можно быстро и эффективно, а вот по сто раз объяснять, почему женщине с высоким давлением и «мушками» перед глазами стоит прямо сейчас вызвать скорую, бывает гораздо сложнее.

Вообще, этот постоянный страх того, что будут ругать — причём как начальство, так и пациенты и даже коллеги, — мало способствует доверительным и открытым отношениям. Любое нововведение, будь оно хоть сто раз доказано медицинскими исследованиями, может оказаться проблемой. Жалобы в Минздрав и прокуратуру от пациентов и коллег, с которыми надо разбираться, внезапные проверки — норма жизни многих главврачей, и на этом фоне все, кто решается прислушаться к потребностям женщины, настоящие герои.

В России нет прописанных протоколов, например, вертикальных родов, и многие врачи их вообще ни разу в жизни не видели. Когда к ним приходит мама, которая требует принять у неё младенца в позе на четвереньках, — это страшно, потому что надо взять ответственность за то, что ты не умеешь делать. И вполне разумно от такого предложения отказаться, а где научиться этому — не всем понятно. 

Врачи работают в режиме двадцать-сорок родов за сутки и за год встречаются с очень разными женщинами. Большинство из них не ходили на курсы для беременных, не знают ничего о родах, очень боятся и совершенно одиноки. Им больно, страшно и хочется поддержки, но акушерка и врач не могут остаться с одной мамой, потому что рядом ждут их медицинского участия ещё несколько других. Поэтому проще занять отстранённую позицию, видеть «изгнание плода», а не момент рождения ребёнка. Это нормальный защитный механизм психики в условиях хронического стресса. На встрече с врачами одного из московских роддомов, когда мы рассказали о том, что в действительности делает доула, один из докторов сказал: «А нам? Нам тоже нужна своя доула». И это правда.

Это никак не оправдывает грубость и насилие, с которым встречаются женщины в родах, — о них важно говорить, как можно больше и громче, не скрывая. Но важно видеть и слышать другую сторону тоже. Потому что сотрудничество возможно там, где есть взаимное уважение.

 

 

О родах за рубежом

В западной медицинской практике тоже встречается насилие над женщиной в родах, а термин «birth rape» — «насилие в родах» — появился в Америке. Вообще, практики родовспоможения в двадцатом веке настолько отражают отношение к женщинам в обществе, что заслуживают отдельного исследования. Мне нравится монография Ребекки Куклы, где много рассказано о том, как культура влияет на отношение к женскому телу во время беременности.

Конечно, многие вещи, которые считаются чем-то очевидным в Европе и Америке, в России до сих пор надо себе специально организовывать. Например, в других странах никто уже не делает клизму и бритьё, а на родах могут присутствовать все члены семьи, включая маленьких детей и близких друзей. Можно приносить свою одежду и свою еду и не надо подписывать разрешение у главврача на партнёрские роды — это право женщины, и никто не может ей этого запретить.

 

 

О доулах

Официальная версия гласит: доула — это женщина, которая обеспечивает непрерывную физическую, эмоциональную и информационную поддержку мамам до, во время и после родов. Большинство профессиональных доул рано или поздно проходят сертификацию, которая включает в себя обучение офлайн и онлайн, что занимает от нескольких месяцев до пары лет. Но становятся доулой многие просто потому, что находится женщина, которая просит их быть рядом в родах, и ей неважно, сколько у этой женщины сертификатов, потому что рядом с ней тепло и спокойно.

Между собой мы иногда говорим, что наша работа — «держать пространство». Доула знает, как создать атмосферу, в которой роды будут проходить проще, и это подтверждают исследования. Доулы приходят из разных сфер: мой путь начался из клинической психологии, а у кого-то это йога, массаж или просто свой собственный опыт родов. Опыт родов не обязателен, хотя для большинства доул именно он становится началом пути в профессию. Важнее здесь способность к эмпатии, умение доверять и любовь к женщинам, младенцам и родам. Как и в любой живой профессии, обучение не заканчивается никогда: постоянно есть что-то ещё, что хочется добавить к своим навыкам.

Когда речь заходит о доулах, обычно сразу возникает цепочка: роды на дому, естественное родительство, антипрививочники. В действительности доулы работают с очень разными семьями — есть и те, кто планирует роды с эпидуральной анестезией, рожает при помощи планового кесарева сечения или начинает работать в первые полгода после родов — и опираются на принципы доказательной медицины. Сочетаний гораздо больше, и я за то, чтобы у родителей был осознанный выбор.

Моя работа не в том, чтобы дать универсальные рекомендации, как быть «хорошей мамой» или «хорошим папой». Я всегда стараюсь создать пространство, в котором родители откроют свои сильные стороны и найдут опору на пути глобальных перемен в своей жизни — в конце концов, ведь именно им дальше предстоит жить с ребёнком, так что хорошо бы понимать, как эту жизнь можно организовать. Кому-то для этого нужно много достоверной информации, кому-то — принятие и поддержка, а кому-то — просто место и время, чтобы погрузиться в тему. Моя задача — увидеть, что будет важным для этой семьи и этой женщины.

 

 

О разнице между доулами
и акушерками

Акушерка — медик, она несёт ответственность за медицинский исход родов. Доула не ставит диагноз, не назначает лекарства и обычно не имеет медицинского образования. Хотя мне знакомы несколько доул, которые изначально были акушерами-гинекологами или акушерками, но сознательно решили сфокусироваться на немедицинской поддержке в родах. Если говорить об акушерке роддома, то у неё помимо одной малознакомой женщины обычно за сутки ещё двадцать-сорок рожениц. Индивидуальная акушерка уделяет всё внимание одной маме. Тем не менее многие московские акушерки уже оценили преимущества родов в присутствии доулы, потому что так всем удобнее и спокойнее.

Задача доулы — поддерживать женщину на любом этапе родов, какими бы они ни были с медицинской точки зрения. В родах обычно возникают моменты, когда женщине необходима именно психологическая поддержка, и они не всегда совпадают с трудными с медицинской точки зрения ситуациями.

В 2016 году появилась «Ассоциация профессиональных доул». Нас объединяет соблюдение этического кодекса и границ компетенции доулы, а также горячее желание сделать гуманные роды доступными любой женщине в России вне зависимости от её дохода и социального положения. В роддоме нас можно узнать по специальному бейджику. Профессиональная доула соблюдает этический кодекс и готова ответить на вопросы беременной. Однако профессиональная доула не равно подходящая всем или именно вам: кроме базовых стандартов профессии важно, чтобы у вас с доулой возникли взаимная симпатия и доверие. Обычно это вопрос первых минут общения, и здорово встретиться с несколькими доулами, чтобы разобраться.

 

 

О диалоге между доулами
и врачами

Доула — относительно новое для России явление. Этот человек должен, с одной стороны, морально помогать женщине в течение родов, а с другой — выступать медиатором между ней и врачами больницы. Такой диалог не всегда легко налаживается, бывают разные случаи. Моей коллеге недавно в дорогом московском роддоме врач заявила прямо с порога, что «с сумасшедшими не работает». К счастью, начальство доктора придерживалось другого мнения и конфликт удалось решить, но, конечно, «осадочек остался».

В то же время я могу понять врачей: иногда доулами называют себя помощницы в родах, которые дают женщинам медицинские рекомендации, активно конфликтуют с докторами, «защищая» женщину и дискредитируя профессию доулы. После таких родов врачи напрягаются от одной идеи, что женщина будет рожать с кем-то, кроме партнёра. Если доктору повезло встретить обычную профессиональную доулу, то диалог налаживается довольно быстро. Доула помогает женщине спокойно и уверенно проживать роды, а врач и акушерка выполняют медицинскую часть работы, не волнуясь, что мама в родильном боксе мечется в агонии без поддержки, которую просто некому оказать, потому что вместе с ней рожает ещё десяток женщин.

Доулы в других городах, особенно там, где два-три роддома, полностью зависят от воли главврача. Попадётся человек с душой и желанием идти на контакт — будет сотрудничество. А не понравится доула — всё, никакого сопровождения родов. Нередко, когда доула приходит в роддом как подруга или сестра роженицы, врачи остаются довольными и говорят: «Всем бы таких подруг». Но стоит той же женщине прийти к главврачу и рассказать о своей работе, как тут же возникает куча препятствий.

В Красноярске запретили брать в роды кого-либо, кроме мужа, после одного случая: на родах, которые завершились в роддоме, доулой назвалась домашняя акушерка — случился целый скандал. А в Уфе, например, доулы и роддома активно сотрудничают, потому что и женщины, и врачи видят в этом пользу.

 

 

Как выбрать роддом

Было проведено исследование, в котором обнаружили, что на удовлетворённость женщины своим опытом родов больше всего влияют четыре фактора: собственные ожидания женщины, уровень поддержки от персонала, качество отношений с персоналом и вовлечённость женщины в принятие решений. Оказалось, что эти факторы играют такую важную роль, что их воздействие на оценку женщинами своего опыта перевешивает влияние таких факторов, как возраст, социоэкономический статус, этническая принадлежность, подготовка к родам, физическое окружение, боль, неподвижность, медицинские вмешательства и продолжительность медицинского ухода.

Для начала стоит определиться со своими приоритетами в родах, а дальше выбирать роддом в соответствии с предпочтениями. Но бывает, что важнее роддома выбор конкретного врача, потому что, каким бы ни был роддом, все сотрудники в нём разные. И даже в самом гуманном месте можно встретить людей, которые будут вести себя неожиданно. К сожалению, выбрать врача можно только по контракту. А в формате родов по ОМС остаётся только надеяться на удачу и выбирать роддом, где массово поддерживают принципы здоровых родов и следуют рекомендациям ВОЗ. Часто такие роддома имеют название «Больница, доброжелательная к ребёнку» — это сертификат ВОЗ и ЮНИСЕФ.

Сейчас во многих роддомах Москвы есть дни открытых дверей, и это хорошая возможность познакомиться с врачами и прочувствовать атмосферу клиники. Порой маленькие нюансы обстановки говорят об отношении к женщинам больше, чем слова. Нет туалетной бумаги и мыла, грязно и темно в коридорах, нет стульев и кулера с водой? Возможно, здесь привыкли к спартанским условиям — подходят ли они вам? Есть список вопросов, которые можно обсудить с врачом до родов или задать некоторые из них на дне открытых дверей. Точно не стоит опираться только на отзывы в интернете. Чаще всего они устаревшие и мало соответствуют действительности.

 

 

Как минимизировать отрицательный опыт

Можно ориентироваться на четыре фактора удовлетворённости родами, перечисленные выше: каковы ваши ожидания от родов? Хорошо бы представлять себе процесс и условия, в которых всё будет происходить, довольно подробно и быть готовой, что не все ожидания совпадут с реальностью. Курсы для беременных могут стать хорошей опорой, если это место, где вам помогают готовиться к неожиданностям в родах, дают практики для работы с болью и учат вести диалог с врачом. А вот курсы, где рассказывают про один «хороший» вариант родов и все остальные «неправильные», бывают началом пути к травматичным событиям в роддоме. Жёсткие ожидания чреваты большими разочарованиями и катастрофическим несовпадением идеальной и реальной картинки. Какие бы курсы вы ни прошли, они не заменят поддержки в процессе родов, но могут помочь сориентироваться в вариантах и выбрать наиболее оптимальный для вас.

Способность видеть в докторе человека, а не просто медперсонал очень помогает наладить контакт. Умение говорить о своих желаниях — тоже. А ещё работают улыбка, уверенность в себе и вежливость — но как много женщин могут оставаться такими в момент родов? Я очень часто вижу, как меняется отношение к родам, когда родители понимают, как происходит этот процесс. И тогда становится понятнее, почему есть смысл сделать всё возможное, чтобы иметь в родах поддержку, быть в комфортной обстановке со знакомыми людьми. И я говорю не только о поддержке доулы, а обо всех возможных способах сделать пространство родов безопасным местом. Знать своего врача, акушерку, быть рядом с любимыми людьми в момент родов — всё это базовые вещи, которые влияют на процесс.

обложка: Tootles – stock.adobe.com

 

Рассказать друзьям
6 комментариевпожаловаться