ЗдоровьеКак нас обманывает собственный мозг, а ментальные трюки мешают оценивать реальность
Конфликтующие нейроны и не только
Человеческий мозг — самый сложный механизм во Вселенной, который, сколько бы времени наука ему ни посвятила, всегда будет оставаться недостаточно изученным. Всё, что мы испытываем, в каком-то смысле является лишь плодом нашего воображения. И это не философская фраза, а факт из нейробиологии. Так что даже когда ощущения кажутся нам точными и реальными, они совсем не обязательно отражают реальность вокруг нас.
текст: Марина Левичева
Как учёным помогают визуальные иллюзии
Большинство вещей, с которыми мы имеем дело в повседневной жизни, вызваны физическими стимулами, посылающими в мозг сигналы. Но ключевое слово здесь «большинство», потому что те же нейронные механизмы, которые вступают в отношения «стимул — реакция», отвечают за такие вещи, как фантазии или сны. Короче говоря, поскольку у реального и нереального один физический источник в мозге, всегда существует вероятность ошибки.
Самым простым способом изучения того, как это работает, всегда были иллюзии. В первую очередь визуальные. Мы все знаем эти картинки, на которых, если присмотреться или посмотреть под правильным углом, можно увидеть то, чего нет, или, напротив, не увидеть то, что очень даже есть.
Ещё Аристотель говорил, что чувствам, конечно, можно доверять, но они могут обманывать. Это он заметил, что если сначала какое-то время смотреть на водопад, а затем перевести взгляд на неподвижные камни рядом, они «поедут» в другом направлении. Очень простой, но крайне показательный эксперимент демонстрирует то, что сегодня мы называем последействием движения.
Сейчас учёные знают, что за отслеживание потока воды (движения) отвечает определённая группа нейронов. Когда мы смотрим на воду и ничего не меняется, эти нейроны «расслабляются». Но как только взгляд переводится на неподвижный объект и в работу вступают конкурирующие нейроны, ответственные уже за неподвижные объекты, первая группа нейронов резко активизируется — и создаёт движение без движения.
Сканирование мозга людей, которые рассматривают картинки с иллюзиями, показывает, что за восприятие чёрного и белого, по всей видимости, тоже отвечают конкурирующие группы нейронов. Так что похожим образом можно объяснить многие ситуации, в которых мы не можем поверить собственным глазам (за исключением роста цен на продукты).
Почему мозг вообще это делает
Секрет всех без исключения сенсорных систем состоит в том, что они отстают от реального мира на какое-то количество миллисекунд. Но чтобы мяч не прилетел в лицо раньше, чем мы заметим, куда он летит, мозг просчитывает это наперёд. Это эволюционный механизм адаптации, который, как и многие другие подобные механизмы, помог человечеству выжить. Это первое.
Второе — обманные манёвры от нашего главного органа чаще всего объясняют тем, что у него банально не хватает времени на всё. Речь идёт о том, что каждый день в мозг поступает очень много информации из внешнего мира. И чтобы не перегореть, как офисный работник в конце года, он облегчает себе задачу там, где это возможно.
В итоге вместо того, чтобы постоянно обрабатывать свежую информацию, он создаёт ментальные модели об устройстве мира, основываясь на памяти и опыте. Это высвобождает довольно много времени и ресурсов, которые ему нужны.
От эвристики доступности до ложных воспоминаний
Как мы уже поняли, один из самых больших недостатков мозга состоит в том, что он довольно ленив. И когда ему нужно решить проблему, он часто возвращается к решениям, которые хорошо работали в прошлом. Во многих случаях это полезный и эффективный подход, позволяющий экономить время. Но иногда эти мысленные сокращения могут привести к ошибкам.
Например, путешествовать на самолёте страшнее, чем на машине, потому что истории об авиакатастрофах обычно более громкие. Но на самом деле на дорогах ежедневно погибает очень много людей, а самолёт — один из самых безопасных видов транспорта. Этот ментальный ярлык называется эвристика доступности.
Кроме того, наше мышление постоянно находится под влиянием предубеждений. Самый очевидный пример — эффект ореола. Это когда привлекательного человека принято наделять положительными качествами, которых у него, возможно, никогда не было.
Или ретроспективное искажение, в быту известное как «я же говорила» (вспоминаем танец Эллиот из «Клиники») или «я так и знал». После того, как что-то уже произошло, кажется, что мы как раз так себе всё и представляли. Хотя на самом деле, вполне вероятно, не совсем так. Или, другой вариант, вообще никак не представляли.
А ещё есть такая штука, как предвзятость подтверждения: речь идёт о том, что если мы во что-то верим, мы будем обращать внимание на вещи, которые подтверждают это. В то же время вещи, которые могли бы заставить нас усомниться в своей теории, наоборот, будут активно игнорироваться.
В дополнение к этому огромное количество поступающей информации заставляет мозг делить её по принципу «важное» и «неважное». Так возникает, например, явление, известное как слепота к переменам. В ходе одного из исследований, где собеседники на сцене менялись местами после короткого перерыва, большинство людей этого даже не замечали. Учёные говорят, кстати, что такие вещи часто происходят, когда мы крайне сосредоточены на чём-то одном.
Ну и нельзя не сказать о ложных воспоминаниях, тысячу раз обыгранных в популярной культуре. Поскольку наша память не похожа на камеру, которая фиксирует события с точностью до секунды, человека удивительно легко заставить поверить во что-то, чего никогда не происходило.
О людях, которые могут читать наши мысли
Помимо уже перечисленных ментальных ярлыков, которые мы тут назвали ошибками мозга (и это справедливо, если без негативной коннотации), есть и другие. В каком-то смысле даже более интересные.
Если вы когда-нибудь ходили по торговому центру после расставания, то, блуждая между рейлами с одеждой, могли думать, что все взгляды сейчас обращены на вас. И речь шла не о продавце, который только и ждёт, чтобы задать свой любимый вопрос: «Могу ли я чем-нибудь помочь?» В такие минуты у многих создавалось ощущение, что каждый человек в здании знает, о чём мы думаем и что чувствуем. Хотя на самом деле это, конечно, было не так.
Менее драматичная ситуация такого рода могла бы случиться на публичном выступлении. Если бы человек, который очень волнуется, читая доклад, думал, что абсолютно все в зале замечают его волнение. Этот трюк мозга называется иллюзией прозрачности.
Не менее любопытен эффект прожектора — склонность к переоценке того, насколько мы и наши действия интересны окружающим. Чем более неловким выдался момент, тем эта склонность, как правило, сильнее. Хотя на самом деле людям (по крайней мере подавляющему их большинству) в первую очередь интересны они сами, а не кто-то запнувшийся на эскалаторе.
В качестве заключения припомним эффект Барнума, названный в честь американского шоумена Финеаса Барнума, прославившегося в XIX веке своими мистификациями. Суть его сводится к тому, что люди обычно очень высоко оценивают обобщённые описания своей личности, называя их точными и достоверными. И да, именно за счёт этого живут тесты на определение типа личности и гороскопы.