ЗдоровьеЛжедиета: Что не так
с теорией раздельного питания
Разоблачаем мифы о том, что нельзя смешивать в одном приёме пищи
Текст: Маша Будрите
Ритуалы приёма пищи во многом определяют нашу цивилизацию. Человек разумный тысячелетиями учился комбинировать продукты и сочетать их вкус — учитывая их доступность, свой опыт, представления об окружающем мире и религиозные каноны. Национальные кухни и культура еды в разных странах во многом определяются именно сложными правилами сочетаний — но мы попробовали разобраться в этом вопросе с точки зрения здоровья. Есть ли основания у теории раздельного питания и можно ли всё-таки сочетать углеводы с жирами?
Кто придумал теорию раздельного питания
Один из теоретиков питания, Герберт Шелтон, в начале прошлого века придумал сложную систему сочетания продуктов и положил начало системе раздельного питания. Шелтон разделил все продукты на семь категорий: белки, крахмалистые продукты, жиры, «кислотные» фрукты, «полукислотные» фрукты, некрахмалистые и зелёные овощи и бахчевые культуры. Он верил, что пищеварительные ферменты — белки, отвечающие за переваривание пищи — работают наиболее эффективно только с одной категорией продуктов одновременно. Шелтон утверждал, что некоторые комбинации продуктов не усваиваются организмом и даже могут привести к болезням.
По мнению автора теории, далёкого от базовых понятий химии и физики, для переваривания крахмалистых продуктов нужна щелочная среда, а белков — кислая. При сочетании этих двух классов среда якобы нейтрализуется, процесс переваривания останавливается, а пища «гниёт» в организме, нанося ему вред.
Продолжателем идей раздельного питания был хирург Уильям Хэй — изменив структуру приёма пищи и отказавшись от курения, он значительно похудел и стал чувствовать себя лучше. На основе своего опыта Хэй разработал диету, разделив пищу на три категории: «кислотные» фрукты и «кислоты», «кислотные» белки и «щелочные» углеводы. Согласно его теории, следует ограничивать «кислотные» продукты, так как они якобы «закисляют организм» — а «щелочные» употреблять в неограниченных количествах, ведь они «нейтрализуют» негативные последствия «закисления» организма. Примерно на таких же принципах строятся и прочие модели раздельного питания. Они предписывают и отказ от воды во время приёма пищи — якобы вода мешает пищеварению.
Интересно, что Шелтон стоял у корней и другого псевдонаучного направления — «натуральной гигиены», призывающей использовать только «естественные» способы борьбы с болезнью, включая отказ от лекарств. При этом Герберт Шелтон не имел медицинского образования, несколько раз привлекался к ответственности и даже сидел в тюрьме за медицинскую практику без лицензии, в одном случае приведшую к летальному исходу. Методы Хэя также были признаны антинаучными (помимо пищевой теории, он призывал к отказу от вакцинации и использования алюминиевой посуды) и получили осуждение в профессиональных кругах — но это не помешало его идеям стать популярными среди голливудских звёзд и запустить целую моду, плоды которой мы видим по сей день.
Как на самом деле происходит пищеварение
Хотя на первый взгляд такие теории выглядят как научные — на самом деле они не имеют ничего общего с биологией и химией. Эффективность работы ферментов действительно зависит от множества факторов — это не только pH (уровень кислотности), но и температура и концентрация как самого фермента, так и обрабатываемых им веществ. Процесс переваривания пищи начинается ещё во рту, где под воздействием фермента амилазы расщепляется крахмал. В полости рта есть и фермент, переваривающий жиры (лингвальная липаза), хотя его действие и ограничено. Кроме того, пища измельчается зубами и смачивается слюной — это позволяет ей легко проходить дальше по желудочно-кишечному тракту и упрощает работу других ферментов. Среда в полости рта нейтральная, а pH составляет от 6,0 до 7,0.
Пройдя по пищеводу, измельчённая пища попадает в желудок — сосуд с крайне низким рН (1,0–3,0), то есть с очень высокой кислотностью. Клетки стенок желудка выделяют соляную кислоту, создавая крайне агрессивную среду. Соляная кислота «разъедает» всё на своем пути, в первую очередь белки — они теряют обычную структуру и становятся более доступными для переваривания и усвоения. Также соляная кислота частично защищает нас от микроорганизмов, которые могут попасть вместе с пищей, снижая их активность. Кроме того, в желудке работает липаза, расщепляющая жиры, и пепсины — ферменты, воздействующие на белки.
Чтобы желудочный сок, содержащий соляную кислоту, действовал только на пищу, стенки желудка защищены специальной слизью. На выходе из желудка в тонкую кишку также выделяется нейтрализующая жидкость — гидрокарбонат. Это щёлочь, которая нейтрализует кислоту в полупереваренной пище; в тонкой кишке рН повышается до нейтрального (7,0–8,0) и происходит дальнейшее расщепление белков, жиров и углеводов, а затем и всасывание их компонентов. Частота опустошения желудка, выделение ферментов и желудочного сока точно контролируются нервной системой — при этом учитываются такие стимулы, как вкус и запах еды, отдельные составляющие пищи и сигналы, направляемые от одних отделов пищеварительного тракта другим. Ферменты разных отделов «выключаются», когда переходят из привычной среды в другую — например, пепсины желудка перестают действовать, достигая тонкой кишки.
Что не так с моделями раздельного питания
Очевидно, что теории раздельного питания просто не соответствуют действительности — ведь употребление пищи не приводит ни к какому закислению или защелачиванию организма в целом. Ошибочны и идеи, что определённые продукты стимулируют организм выделять кислоты и щёлочи, а их смешивание приводит к нейтрализации и последующему гниению. На самом деле пища, попадая в организм, превращается в массу, кислотность которой меняется от одного отдела ЖКТ к другому, — эти процессы максимально «унифицированы» для любой пищи, пригодной к употреблению. Наш организм приспособлен переваривать и усваивать любые комбинации продуктов. К тому же доказано, что и для похудения раздельное питание не является более эффективным или полезным, чем просто сбалансированная диета.
Это касается не только раздельного питания, но и сочетаний разных продуктов в принципе. Сложно в это поверить, но правила, что нельзя пить молоко с огурцами или заедать пиво мороженым, — это расхожий миф. Если смешать молоко и лимонный сок, то молоко скиснет — но получившуюся жидкость не будет вредно употреблять в пищу. Другое дело, что вкусовые качества и общий вид могут быть неприятными — видимо, с этим и связан миф о вредности. В научной литературе нет обоснования для запрета каких-либо сочетаний продуктов в рационе. Исключения могут быть лишь специфичными для конкретных людей, например из-за непереносимости тех или иных продуктов.
Фотографии: pioneer111 — stock.adobe.com, aleoks — stock.adobe.com, nortongo — stock.adobe.com