. Star Views + Comments Previous Next Search Wonderzine

ЗдоровьеТополиный пух:
Как спастись от
сезонной аллергии

Что такое поллиноз, как с ним бороться и почему аллергии «на пух» не бывает

Тополиный пух:
Как спастись от
сезонной аллергии — Здоровье на Wonderzine

Текст: Гаяна Демурина

С ПРИХОДОМ ВЕСНЫ СВЯЗАНО МНОГО ПРИЯТНОГО: наконец-то становится тепло и пробивается зелень. Но для многих из нас сезон цветения едва ли повод для радости — те, кто страдают аллергией на пыльцу растений, или поллинозом, ждут первые цветы с ужасом. Вместе с аллергологом-иммунологом Института иммунологии ФМБА Евгенией Назаровой разбираемся, какие бывают аллергены, как проявляется поллиноз и что можно сделать, чтобы облегчить себе жизнь в этот непростой период.

 

Почему цветы заставляют
нас страдать?

Когда становится невозможно дышать из-за пробуждающейся природы, кажется, что жизнь нас незаслуженно наказывает. На деле так срабатывают защитные механизмы иммунной системы: организм воспринимает определённые вещества — аллергены — как потенциальную угрозу и вырабатывает антитела (также называемые иммуноглобулинами Е), которые пытаются этот аллерген уничтожить. Одновременно в крови повышается концентрация гистамина, из-за которого возникает отёчность и общее недомогание.

Иммунная реакция на раздражители, или триггеры, может возникать круглый год — например, при контакте с домашней пылью или шерстью животных, или в определённый сезон, когда появляется пыльца растений. Поллиноз — одно из самых распространённых заболеваний в мире. По данным ВОЗ, с ним сталкивается почти каждый третий человек на планете. В Европе чувствительность к пыльце наблюдается у 44 % людей, в США это 43 %, а в Новой Зеландии — 46 %. В 2014 году только в Великобритании, согласно статистике благотворительной организации AllergyUK, с симптомами поллиноза к врачу обратились 18 миллионов жителей.

Исследователи предполагают, что аллергия стала столь массовой не только из-за современной еды и неблагоприятной экологии, но и из-за слишком рьяной гигиены. Возможно, играет роль и генетическая предрасположенность: по некоторым данным, вероятность того, что дети унаследуют гиперчувствительность одного из родителей, составляет 30–60 %, а если аллергики оба родителя, то 50–70 %. Хотя пока нельзя уверенно сказать, что во всём виноваты гены, за последние годы провели множество научных экспериментов, которые подтверждают гипотезу о родственной преемственности. Если аллергия не появилась в детстве, радоваться рано: гарантий, что она не проявит себя вообще, нет. Сегодня стало окончательно ясно, что болезнь может впервые возникнуть в любом возрасте, даже у пожилых людей.

 

 

Может, это всё-таки простуда?

Симптомы поллиноза напоминают обычную простуду: нос болит, зудит, становится заложенным, глаза слезятся, в горле першит и, конечно, всё время хочется чихать. Попробовать отличить поллиноз от простуды можно, если обратить внимание на то, когда всё это происходит. Простуда более характерна для осенне-зимнего периода и обычно проходит примерно за неделю, а вот аллергия может быть куда более упрямой и проявляться во время цветения разных растений. Весной распространяется пыльца деревьев (берёзы, ольхи, лещины), в июне-июле — злаковых (тимофеевки, овсянницы, ежи), а с июля по сентябрь — сорных трав (лебеды, полыни, амброзии).

Многие аллергики убеждены, что реагируют на тополиный пух, но в этом утверждении больше вымысла, чем правды. Хлопья пуха слишком велики, чтобы попасть на слизистые оболочки, да и сам он не является аллергеном: зуд или чихание могут возникнуть, если пух буквально пощекотал вам нос. С другой стороны, опасаться тополиного пуха аллергикам всё же стоит: он, как губка, собирает на себя пыльцу других растений и разносит её вокруг. В весенний и осенний период причиной аллергии могут быть и споры определённых грибов — альтернарии, кладоспориума, аспергиллуса. Бывают случаи чувствительности к двум и более аллергенам, и точные сведения о том, какой триггер сработал, может дать только специальное обследование.

Обследование может включать так называемые кожные пробы, когда аллергены наносятся на кожу или вводятся инъекционно, а дальше проводится наблюдение за реакцией через двадцать минут, пять-шесть часов и пары суток. Это испытанный и надёжный метод диагностики, к которому, правда, есть и ряд противопоказаний. Существует и анализ крови на специфичные антитела к отдельным аллергенам, в том числе лекарственным, бытовым и строительным.

 

 

Что же делать?

Если сезон уже начался и аллергия себя проявила, можно воспользоваться антигистаминными таблетками, назальными спреями, каплями для глаз; эти средства продаются без рецепта, но лучше всё-таки обратиться к врачу, который порекомендует терапию в зависимости от конкретных симптомов. Правда, такой вариант лечения не даёт длительного эффекта: он позволяет уменьшить проявления болезни, но не избавляет от неё полностью.

Средства, доступные сегодня, эффективны и безопасны: в отличие от антигистаминных предыдущих поколений они не вызывают сонливость и практически не влияют на повседневную жизнь. Такие препараты подавляют количество гистамина в крови, снижая интенсивность аллергической реакции — так, отёчность, зуд и заложенность пропадают. Но даже они не идеальны: стоит прекратить приём, как уровень гистамина восстанавливается, а аллергическая реакция не только возобновляется, но и может стать сильнее. Кроме того, если в этот сезон препарат оказался эффективным, не факт, что он поможет в следующий раз. С каждым годом аллергия прогрессирует и интенсивность иммунной реакции растёт — эффективность антигистаминных средств, соответственно, снижается.

Если есть возможность, лучше всего в буквальном смысле избежать поллиноза — уехать в другую климатическую зону на период пыления растений. Для тех, кто вынужден находиться в аллергичной среде, тоже есть средства защиты: противоаллергенные маски и фильтры. Согласно результатам некоторых исследований, фильтры оказались даже более эффективными в снижении симптомов поллиноза, чем антигистаминные препараты. Более половины участников экспериментов хотели бы продолжить использовать фильтры в повседневной жизни. Тем не менее пока учёные не готовы уверенно сказать, что назальные фильтры действительно защищают от поллиноза лучше, а некоторые пользователи отмечают, что с ними трудно дышать. Во всяком случае, если аллергическая реакция уже началась, такое средство вряд ли поможет. При заложенности носа любая механическая преграда только сильнее затруднит дыхание и ухудшит самочувствие.

 

 

Можно ли вылечить аллергию раз и навсегда?

Наиболее эффективный метод — это аллерген-специфическая иммунотерапия, которая влияет на саму причину заболевания и снижает чувствительность к триггерам. Проводят её до начала аллергического сезона: врач выявляет основной аллерген, чтобы затем вводить его в небольших дозах и наблюдать за реакцией. Такое лечение похоже на прививки: обычно это подкожные инъекции или приём аллергена в подъязычной форме (в таблетках или каплях). Последнее куда удобнее и лучше подходит, например, детям, но некоторые аллергены доступны только для инъекций, и тогда выбирать не приходится.

В России иммунотерапию аллергии проводят взрослым любого возраста и детям начиная с пяти лет. Конечно, до начала лечения врач проведёт общее обследование и соберёт анамнез — оно может быть противопоказано людям с некоторыми заболеваниями сердечно-сосудистой системы или пищеварительного тракта. Во время беременности и кормления грудью иммунотерапию не проводят вовсе. Сам по себе аллерген не навредит ни матери, ни ребёнку, но реакция на него может вызвать целый ряд симптомов, которые нельзя будет убрать разрешёнными во время беременности лекарствами. Проще повременить и записаться на прием к аллергологу после завершения грудного вскармливания.

Аллерген-специфическую иммунотерапию проводят курсами в течение нескольких лет. Серию процедур начинают до начала сезона пыления, а когда он заканчивается, повторяют. Как правило, лечение аллергеном проводится три года подряд, а на четвёртый наступает ремиссия — то есть снижается чувствительность к раздражителям. Это означает, что во время аллергического сезона человек сможет спокойно находиться на улице, не испытывая никакого дискомфорта. Иногда трёх лет лечения недостаточно, и тогда курс терапии проводится дополнительно на четвёртый или даже пятый год. Улучшение обычно наступает уже после первого курса терапии, но максимальный эффект, в том числе по стойкости, достигается через несколько лет. Это позволяет пациенту наслаждаться жизнью без аллергии от трёх до пяти лет, а затем лечение повторяют. Иногда ремиссия продолжается даже десять лет, но каждый случай индивидуален, и предсказать, как долго продлится эффект, невозможно.

 

 

А если не лечить?

Несмотря на неудобную и затратную необходимость возобновлять курсы аллерген-специфической иммунотерапии, у этого метода есть весомое преимущество: он не позволяет заболеванию прогрессировать в более тяжёлые и опасные для жизни формы. Проблема с аллергией, сезонной или постоянной, заключается в том, что мы редко воспринимаем её как заболевание, а потому иногда относимся к ней легкомысленно. Даже если симптомы поллиноза не слишком тревожат — небольшая заложенность носа, зуд в глазах — есть риск, что со временем они усилятся.

Аллергия, если её не контролировать, может осложняться; при обследовании до 50 % людей с аллергическим ринитом врачи диагностируют бронхиальную астму, для лечения которой нужны серьёзные вмешательства: специальные ингаляторы и внутривенное введение лекарств. Вопрос, насколько оправданно лечение поллиноза и какой способ борьбы с ним лучше, остаётся открытым. В любом случае, если вы знаете о своей аллергии и заметили ухудшение симптомов, плановая проверка у специалиста и своевременная терапия оградят вас от более опасных хронических недугов.

Фотографии: Maxal Tamor — stock.adobe.com, domnitsky — stock.adobe.com, shishiga — stock.adobe.com

 

Рассказать друзьям
2 комментарияпожаловаться