Star Views + Comments Previous Next Search Wonderzine

ЗдоровьеНе мучай, отпусти:
Почему щекотка не так уж безобидна

Не мучай, отпусти:
Почему щекотка не так уж безобидна — Здоровье на Wonderzine

Для чего она нужна и можно ли щекотать чужих детей

Текст: Ольга Лукинская

Щекотка только на первый взгляд кажется чем-то априори приятным, ведь с ней легко перейти грань между смехом и слезами. Хотя она ассоциируется с весельем и хорошим настроением, многие вспоминают о щекотке как о детском кошмаре. Взрослые часто не задумываются, что детский смех необязательно говорит о радости и удовольствии и может быть всего лишь рефлекторным. Мы попробовали разобраться в том, что об этом думают учёные. 

Щекотку изучал ещё Чарлз Дарвин, который пришёл к выводу, что она связана с юмором. Действительно, мы реагируем на смешные шутки и щекотку схожим образом: улыбаемся, смеёмся или хихикаем, на лице появляется румянец, приподнимаются волоски на коже, могут даже выступить слёзы. Высказывалось мнение, что и юмор, и щекотка создают некое напряжение, которое разрешается приступом смеха. В конце концов, разве человек стал бы смеяться, если бы щекотка не улучшала настроение? Почти через двести лет после публикаций Дарвина учёные всерьёз занялись анализом щекотки в лабораториях и опровергли мнение знаменитого эволюциониста.

Известно, что человек, которого уже рассмешили, пребывает в приподнятом настроении и лучше реагирует на последующие смешные истории. Если юмор и щекотка связаны между собой, то на них должен срабатывать приём «разогрева», который используется на концертах, когда лучшие шутки приберегают на потом. Учёные Калифорнийского университета решили проверить, так ли это. В исследование включили семьдесят два участника и разделили их на три группы: одних щекотали после просмотра комедийной программы, другим показывали её после щекотки, а третьим сначала показывали несмешное видео, а затем щекотали. То, насколько смешными были ролики и насколько интенсивной щекотка, участники оценивали по шкале от нуля до семи.

Что же выяснилось? «Разогрев» не работал. Щекотка не делала последующие шутки смешнее, а юмор не усиливал ощущение щекотки. И хотя участники смеялись во время щекотки, ощущения, по их словам, были скорее неприятными — а один даже назвал их пыткой. Да, щекотка и юмор вызывают одинаковые внешние реакции, но люди с радостью смотрят комедии и слушают анекдоты, а вот щекотка воспринимается как негативный опыт. Исследователи пришли к выводу, что смех как реакция на щекотку и на юмор вызывается разными механизмами.

Из-за того, что смех в первую очередь социальное явление, а человек не может щекотать себя сам, считалось, что и реакция на щекотку — дань обществу, подсознательная маскировка испытываемых ощущений как приятных. Но в экспериментах, где участников щекотал робот, они тоже смеялись. Получается, что смех при щекотке возникает рефлекторно и лишь внешне схож с реакцией на юмор.

 

Люди с радостью смотрят комедии и слушают анекдоты,
а вот щекотка воспринимается как негативный опыт

Зачем это нужно? Считается, что щекотка — это процесс, имитирующий нападение и обучающий защите от агрессора. К щекотке обычно чувствительны наиболее уязвимые части тела, и щекочущий ребёнка родитель фактически учит его защищаться: оттолкнуть, изменить собственное положение, прижать руки к рёбрам, защитив подмышки или бока. Возникающий при этом рефлекторный смех как бы сообщает о том, что нападение ненастоящее, что всё это — игра.

Если щекотка — это своего рода нападение, то логично выглядит и объяснение того, почему человек не способен щекотать себя сам. Это происходит потому, что теряется элемент неожиданности; мозжечок, получая соответствующие нервные импульсы, «учит» кору головного мозга не обращать внимания на прикосновения к коже, то есть не реагировать на них ни смехом, ни отдёргиванием. В этом случае мозг знает, что никакого внешнего агрессора нет, и просто фильтрует лишнюю информацию, не позволяя сформировать ощущение щекотки.

При этом щекотка не однозначное зло. Она может помогать родителям и детям формировать привязанность: лёгкое прикосновение мамы или папы заставляет ребёнка смеяться, что, в свою очередь, вызывает улыбку у родителей. Через некоторое время, чтобы насмешить малыша, достаточно бывает сделать характерное движение пальцами, даже не прикасаясь. Самое главное — не злоупотреблять щекоткой и не провоцировать неприятные ощущения. 

Очень важно останавливаться вовремя. Часто просьбы прекратить не воспринимаются взрослыми серьёзно. «Ну что ты, я всего лишь тебя щекочу» — реагируют старшие на детские крики и попытки оттолкнуть. Помните, что щекотка — это вторжение в личное пространство, и вторжение мучительное. В истории много примеров использования щекотки в качестве настоящей пытки, но, несмотря на это, она продолжает считаться чем-то несерьёзным. Крики «хватит» и попытки увернуться — не шутка, а защита от вторжения.

Стоит упомянуть о щекотке и в контексте абьюза и сексуального насилия. Больше половины абьюзеров — не незнакомцы, а люди, близкие к ребёнку и его семье. Щекотка для них во многих случаях становится одной из первых «проверок» реакции, когда абьюзер наблюдает, пожалуется ли ребёнок родителям; часто этого не происходит, или родители говорят: «Ничего страшного, он просто с тобой играет». Лучше всего установить в семье правило, запрещающее посторонним людям щекотать детей, и строго его соблюдать. Важно с раннего возраста рассказывать детям об их теле и допустимых границах, поощряя правило «нет значит нет».  

Фотографии: mycteria – stock.adobe.com

Рассказать друзьям
20 комментариевпожаловаться