СпортКаким спортом заняться:
Фехтование для развития
тела и логики
Рассказываем, как спорт с аристократическими корнями может заменить привычный фитнес или йогу
Кто ребенком ни разу не пытался подражать мушкетерам или Зорро хоть на багетах, у того не было сердца или, по крайней мере, детства. Если серьезно, не можем представить себе такой же сказочный — сразу вспоминаются герои и немногочисленные героини сказок и кино — и изящный способ разбавить сидячий образ жизни, как занятия фехтованием. Мы поговорили с тренерами и спортсменами и выяснили, что даже для загруженного и не слишком развитого физически горожанина фехтование доступно так же, как приевшиеся аэробика и йога (или упоминавшиеся нами бокс, кроссфит и скалолазание).
маша ворслав
Фехтование — это маленькая война
Начинать говорить о фехтовании хочется почему-то не с описания практик и даже не костюмов, которые выглядят, скажем, не хуже последней коллекции Вэнга («Для настоящих спортсменов они делаются из кевлара — из него же костюм Бэтмена, понимаете?» — выдыхает тренер «Digital October Fencing Club» Анна Ансталь), а с элитарности, которой от этого серьезного спорта веет всем, кто с ним знаком издалека. Романтичность фехтования довольно легко объяснить, даже не углубляясь в лексическое толкование (со шпагой сразу представляется храбрый принц или как минимум мушкетер с благородной миссией). Во-первых, это красиво. Во-вторых, фехтование развивалось как благородное занятие, доступное для дворян, — такая репутация и сейчас прибавляет ему очков в глазах определенного смотрящего. В-третьих, в бою на шпагах (рапирах или саблях — зависит от выбора тренирующегося) голова работает едва ли не больше тела. «Фехтование развивает мышление и логику — недаром его называют быстрыми шахматами. В сражении нужно за короткий промежуток времени увидеть слабые стороны противника, подвести его к тому, чтобы он ошибся, и сделать точную, быструю атаку. Или вовремя успеть среагировать и защититься, если противник раньше разгадал тебя», — говорит Яна Зверева, заслуженный мастер спорта. В таком режиме максимальная вовлеченность в процесс позволяет абстрагироваться от рутины: «Люди, которые реально много думают на работе, говорят, что тренировки „круче, чем алкоголь“, потому что во время них концентрироваться на чём-то, кроме боя, невозможно», — подтверждает Анна Ансталь.
Погруженность в процесс характерна не только для самого сражения — долгие занятия фехтованием меняют отношение ко всем процессам — внешним и внутренним. «Фехтование — это про нужное действие в нужное время, — подхватывает Дарья Тимошенко, тоже тренирующаяся на Красном Октябре. — Бывших фехтовальщиков не бывает, так что и вне тренировок перестаешь делать лишнее и реагировать на ложные действия». «Сейчас я занимаюсь фехтованием реже, потому что учусь в театральной академии, и иногда со мной происходят удивительные вещи. Например, на сцене я приучаю себя мгновенно входить в роль, сразу погружаться в своего персонажа, а потому прихожу на тренировку и понимаю, что стала намного быстрее включаться в бой. И наоборот: на тренировке я пытаюсь понять своего противника, предугадать его поведение, ответить ему на его действия. Прихожу на репетицию после тренировки, и мой мастер говорит, что я стала намного лучше чувствовать партнера по отрывку. Фехтование постоянно где-то рядом, я думаю о нём, провожу параллели с жизнью, веду дневники боёв», — пишет Екатерина Дар, актриса и мастер спорта по фехтованию на шпагах.
Умение тактически мыслить в фехтовании, действительно, пригодится больше, чем прокачанный мышечный корсет. Последний никогда не повредит, но если когнитивные способности оставляют желать лучшего, преуспеть не получится. «Помню, в другом клубе на тренировки начали ходить две девочки лет тринадцати (это самый подходящий возраст, потому что к этому моменту дети хорошо умеют выстраивать тактику движения). Одна из них уже была мастером спорта по фигурному катанию, чрезвычайно ловко двигалась и у нее был супертренер. Но, гм, ее нельзя было назвать умной. Вторая физически развита была гораздо хуже, зато в 15 поступила в МГУ и вообще показывала себя умницей. И догадайтесь, кто стал мастером спорта по фехтованию и попал в сборную, а кто даже „кандидата“ не получил? Вторая девочка отлично анализировала действия соперника и, несмотря на плохую координацию, умудрялась его уколоть и обмануть. Фехтование — это маленькая война», — рассказывает Анна Ансталь.
Церемонность, присущая боевому фехтованию, из спортивного никуда не делась, так что каждый бой и даже тренировка — отдушина для городского жителя, привычного, что уж скрывать, к хамству. Обязательность приветствия и рукопожатия в конце каждого соревнования («Вне боя мы друзья») прививают самым юным спортсменам — как и способность достойно принимать поражения, не прыгать от радости после победы и не колоть противника что есть мочи. «Умение контролировать свои эмоции — главное качество хорошего фехтовальщика, оно воспитывается с детства. Любое вызывающее поведение на дорожке: громкие матерные восклицания, злые крики в сторону противника или судьи, грубое поведение во время боя, преднамеренное столкновение туловищем, удары гардой (часть эфеса. — Прим. ред.), некультурные знаки рукой — всё наказуемо», — перечисляет Яна Зверева.
При всей своей утонченности фехтование — доступный вид спорта. Сносный костюм стоит около десяти тысяч рублей, спортивные школы есть во всех федеральных округах, а жестких требований к телу нет. «Очень тяжело быть хорошим баскетболистом с ростом в полтора метра или бегуном на длинные дистанции с весом 90 килограммов. У нас же основную роль играет то, как человек сможет распорядиться своими возможностями и использовать недостатки соперника», — говорит Дмитрий Ригин, мастер спорта международного класса. «Нет никакого разделения на весовые категории, обязательного в других единоборствах. Спортсмены, обладающие разными физическими данными, могут соревноваться друг с другом — и не всегда выигрывает тот, кто сильнее телесно», — вторит Артём Мезенов, мастер спорта по фехтованию.
С таким демократичным подходом остается одно довольно серьезное психологическое препятствие — и дело не в страхе травм. «Начинающие могут не бояться — целью спортивного фехтования является не нанесение болезненных ударов и причинение телесных повреждений, а современная экипировка сводит риски к минимуму», — объясняет Людмила Жердева, кандидат в мастера спорта по фехтованию на шпагах. Самое сложное — подготовиться к тому, что придется нападать на другого человека (с этим больше всего проблем возникает у девушек — в силу того, что применять физическую силу им непривычно). Эта боязнь причинить вред другому человеку проходит, по словам спортсменов, довольно быстро, а максимальная отдача от занятий возникает и нарастает через полгода после начала занятий — тогда неуклюжесть сменяется пониманием, а нужные мышцы приходят в рабочее состояние.
Где позаниматься:
«Digital October Fencing Club», школа «Юность Москвы», клубы «En Garde», «Динамо-Москва».
При всей своей утонченности фехтование — доступный спорт
Фотографии: cover photo via Shutterstock, 1 via Flickr