МузыкаНовое имя: Frankie Cosmos и поп-песни о любви и взрослении
Нежный DIY-поп о самом главном
Текст: Дарья Татаркова, Владимир Дубань
В РУБРИКЕ «НОВОЕ ИМЯ» мы рассказываем о перспективных новичках: музыкантах, режиссёрах, художниках и других творческих людях, — то есть всех, чьё имя всё чаще появляется на страницах журналов, в лентах соцсетей и в наших беседах и кто явно находится на пороге большого успеха. Сегодня речь пойдёт о Farnkie Cosmos из Нью-Йорка, которая вдохновляется DIY-культурой, пишет простые и цепкие поп-песни и немедленно выкладывает их в интернет.
Под псевдонимом Frankie Cosmos скрывается Грета Клайн — ей 22 года, у неё 40 записей на Bandcamp, и, кажется, за один год она успевает больше, чем иные люди за всю жизнь. В то время как большинство музыкантов исповедуют перфекционизм, Клайн явно живёт по завету «больше значит лучше» и, по собственным словам, хочет всегда быть собой, даже если это кого-то отпугнёт. Живое воплощение духа DIY, Грета пишет музыку и сразу делится с миром тем, что получилось. Несмотря на это «серьёзных» студийных альбомов у певицы всего два. Второй под названием «Next Thing» вышел этой весной и сразу оказался одной из самых интересных пластинок года.
Персонаж Фрэнки Космос появился не сразу. Грета родом из Нью-Йорка, её родители — актёры: у отца есть «Оскар» за лучшую мужскую роль, мама много снималась в большом кассовом кино. Оба так или иначе занимались музыкой, и им хотелось, чтобы дочь заинтересовалась скорее ею, чем нацелилась на актёрскую карьеру. Так и вышло: поначалу Грета училась играть на фортепиано, а затем стала осваивать гитару и ударные; с 14 лет продвигала группы друзей, а в 17 лет играла на басу в инди-группе. Если родители повлияли на выбор любимого дела, то брат певицы познакомил её с эстетикой DIY-движения. В 12 лет он показал сестре альбомы Джеффри Льюиса — с тех пор Грета влюбилась в антифолк, и если до сложносочинённости текстов кумира ей пока далеко, в остальном у неё получается не хуже, чем у героев сцены нулевых — с поправкой на современность, конечно.
Грета поначалу выступала под псевдонимом Ingrid Superstar, затем играла в группе своего бойфренда Porches, и только потом появился проект Frankie Cosmos. Сценическое имя придумал её парень в честь поэта Фрэнка О’Хары — Клайн сама изучала в колледже поэзию и литературу, критики неизменно хвалят её за лиричность текстов, сравнивая их с «импрессионистскими разговорами». Её первая студийная запись «Zentropy» покорила всех сочетанием простоты и мудрости, а New York Magazine даже назвал её лучшей поп-пластинкой года. Клайн записала очень цельный альбом казалось бы немудрёного, но очень искреннего инди-попа, в котором пела о том, о чём все поют в 19 лет: отношениях, любви, взрослении и страхах. При этом Клайн, с её нежным девичьим голосом, легко избегает клише и пошлости — и продолжает делать это ещё увереннее в новой записи.
Грета мастерски соединяет слова и музыку, рисуя сцены из жизни, большинство её песен длятся едва ли пару минут. Певица рассказывает, что назвала альбом «Next Thing» просто потому, что так она называет новые папки на компьютере. И действительно — каждая новая запись музыканта оказывается документальным свидетельством её взросления и развития. Frankie Cosmos подкупает внешней простотой и доступностью: за цепкими меланхоличными мелодиями скрывается целый мир наблюдений, достойных пристального взгляда. Грета Клайн существует где-то в одном пространстве с Тави Гевинсон и Арвидой Бистрём, она также ищет новые способы рассказать о своём поколении: новая искренность девушки из Нью-Йорка не существует в себе, а пытается быть чем-то большим. И хотя у юной Клайн на счету несколько десятков записей, она ещё на самом старте своего музыкального пути. Сейчас Грета продолжает учиться в университете, регулярно выступает и уже записывает что-то новое — просто потому что бездействие ей чуждо.
Фотографии: Frankie Cosmos/Instagram