МузыкаНовое имя:
Француженки Ibeyi,
поющие на языке йоруба
Cестры-близнецы вплетают в песни ритмы и молитвы кубинско-африканских священников
В РУБРИКЕ «НОВОЕ ИМЯ» мы раз в неделю рассказываем о перспективных новичках — музыкантах, режиссерах, художниках и других творческих людях. То есть всех, чье имя все чаще появляется на страницах журналов, в лентах соцсетей и в наших беседах и кто явно находится на пороге большого успеха. В сегодняшнем материале речь пойдет о французских близняшках Ibeyi, черпающих вдохновение в полузабытой афро-кубинской религии.
дарья татаркова
Лиза-Каинде
и Наоми Диас
19 лет, выпустили EP «Oya»
На йоруба «ibeyi» буквально означает «близнецы». Название для группы на языке Западной Африки (на нем говорят в основном в Бенине и Нигерии) сестры-француженки выбрали не ради красного словца, а потому что ведут свое происхождение с Кубы, куда йоруба попал вместе с носителями во времена работорговли в XVIII веке. Названия песен на их дебютной EP «Oya» и вовсе отсылают к мифологии народа йоруба, где ибейи — это не просто близнецы, но дети божества Ошун, обвиненного в колдовстве. Их приютила другая героиня фольклора — Ойа, в честь которой и назван заглавный трек записи. У народов культуры йоруба самый высокий в мире процент по рождаемости близнецов, так что для них такие дети стали частью сакрального.
Отец сестер — знаменитый кубинский музыкант Мигель «Анга» Диас, получивший в составе Buena Vista Social Club «Грэмми». Диас, пожалуй, самый известный перкуссионист латиноамериканского джаза, научивший дочек перед смертью играть на своем любимом инструменте кахоне, похожем на большую коробку. На нем теперь играет Наоми, которая также освоила барабаны бата. Лиза же сочиняет музыку на фортепиано, формирует базу будущих песен, набрасывает тексты, вплетая туда ключевые фольклорные мотивы йоруба. В свою очередь Наоми занимается продюсированием и придумывает ритм и перкуссию песен. Подписаны сестры ни много ни мало на лейбл Ричарда Рассела XL Recordings, где среди прочих записывались The xx, Vampire Weekend, Radiohead, Sigur Rós и Адель.
Семейные ценности и культура, из которой ведут свое происхождение Наоми и Лиза, стали главной темой их музыки. Девушки признаются, что отец для них был образцом во всем, благодаря ему они полюбили йоруба, выучили религиозные песни и научились играть на инструментах. И хотя им было всего одиннадцать, когда отец скончался, он успел научить их тому, насколько важны родные. Сестры вспоминают, что такой сильный и трудолюбивый человек плакал только тогда, когда близнецы ругались между собой. Ibeyi говорят, что, за исключением внешности, они совершенно не похожи и спорят постоянно, но музыка для них стала сокровенным занятием, позволившим найти общий язык. Так, главными мотивами в их текстах стали идеи семьи и молитвы на родном их отцу языке, который сейчас помнят разве что кубинские священники африканского происхождения.
Потусторонние тона их треков достигаются не только за счет ловкой перкуссии и ударных, но и благодаря дерганой мелодии и низким, проникновенным голосам девушек, которые ими ловко манипулируют, создавая призрачную атмосферу. Мрачноватые, красивые и завораживающие треки пропитаны древними языческими мотивами что в музыке, что в текстах, но немаловажную роль играет и вполне современный грув, которому они научились, слушая Фрэнка Оушена, King Krule или Джеймса Блэка. Среди других музыкантов, которые повлияли на сестер сильнее всего, они называют Нину Симон, Мишель Ндегеоселло и весь реггетон. Ibeyi поют на четырех языках, но наиболее впечатляюще звучат, когда полностью переходят на молитвы йоруба: ощущение такое же, как когда поют Sigur Rós, — ничего не понятно, но за всем этим кроется такая тихая мощь, что волосы встают дыбом. Пока близняшки готовят полноценный альбом, рекомендуем послушать их EP «Oya» и совсем новую песню «Mama Says».
в клипе на песню «river», посвященную божеству ошун, сестры по очереди погружаются под воду