МузыкаПевица Тесса Вайолет
о критике в интернете, грустной музыке
и краудфандинге
«Страх меркнет, когда я понимаю, что могу помочь»
На этой неделе с концертом в Москву приехала Тесса Вайолет — певица и музыкант, построившая свою карьеру благодаря видео на ютьюбе. Сейчас Вайолет настоящая поп-исполнительница, чей сингл «Crush» собрал уже пятьдесят миллионов просмотров — мы поговорили с ней о том, как молодые музыканты работают с Patreon, важности сообщества, грустной музыке и негативных комментариях в интернете.
интервью: Артём Макарский
О создании музыки
Не могу сказать, что осознанно решила выступать под своим именем (раньше Тесса записывала ролики на ютьюбе под именем Meekakitty. — Прим. ред.) — просто так получилось и всё. Я начала писать музыку и поняла, что это песни, созданные от моего имени. Вот так просто. Я пишу тексты и музыку одновременно — хотя всё начинается с последовательности аккордов на гитаре или фортепиано. Я приношу трек своему продюсеру и говорю: «У меня есть песня!» И мы начинаем вместе доводить её до ума. Единственной песней, которую я не понимала, как доделать, была «Crush» — при этом я чувствовала, что это будет отличный трек и его стоит закончить. Для припева пришла в голову только одна строчка, и, хотя я раньше никогда так не делала, я попросила друзей, Лорен и Соломона из Yacht Money, помочь мне. За час или два мы справились! Но мне куда проще писать в одиночку — я чувствую себя безоружной, когда придумываю с кем-то.
Об интернете
Со мной легко пообщаться в интернете. Я постоянно использую твиттер, там в первую очередь и разговариваю с фанатами — а ещё я запоминаю лица и очень радуюсь, когда узнаю людей на концертах. Мне кажется, в этом европейском туре так было не раз! Кажется, сейчас моя карьера находится в том приятном моменте, когда люди считают меня недооценённой. Здесь, в России, самый большой концерт, который я пока давала: я известна тут, как нигде больше. Это всё ещё не та популярность, после которой появляются люди, которые считают, что ты ничего не заслуживаешь, или попросту тебя ненавидят.
По своему опыту знаю, что когда люди жестоки к тебе, это говорит в первую очередь о них самих. «Ты выглядишь так-то, твоя музыка не очень классная, это не тот хит, который мне нужен…» Окей, хорошо, а я тут при чём? Вы можете так думать, безусловно. Стоит ли отмечать при этом меня в твиттере? Не уверена. Чем старше я становлюсь, тем чаще я думаю, что для людей абсолютно нормально не любить то, чем я занимаюсь, — я и сама замечаю, что есть много популярных вещей, которые мне не нравятся. Это же вопрос вкуса — и да, мне кажется странным, когда люди пытаются обидеть кого-то при помощи своего вкуса. Но это личное дело каждого!
О Patreon
Я не помню, как узнала о Patreon — но несколько моих друзей пользовались им для продвижения своего творчества. В первую очередь он был мне нужен как часть промоушена альбома в прошлом году — люди спонсировали меня, чтобы я смогла выложить первый сингл «Crush». И благодаря спонсорству на этом сайте я смогла… да хотя бы оказаться в России! Поэтому я постоянно говорю спасибо тем, кто поддерживал меня в первые несколько месяцев — и сейчас, в общем-то, тоже, хотя я использую Patreon как дополнительный доход, который всё равно идет на выпуск музыки и туры.
Сейчас, когда альбом уже вышел, работа с подписчиками зависит от сезона: иногда я добавляю новые возможности, например покупку билетов, или у меня был подкаст о научной фантастике, который я записывала с мамой — его можно было послушать только там. Я выкладывала написанные от руки тексты песен, снимки на полароид. Когда я в туре, то у меня почти нет времени заниматься этими вещами, поэтому самое важное, что я делаю в этот момент, — устраиваю стрим раз в два месяца. При этом у меня семьсот подписчиков, но только двадцать-тридцать из них приходят на трансляции. Когда я общаюсь с творческими людьми, которые думают завести Patreon, то всегда предупреждаю, что их подписчикам не всегда важно то, что вы предлагаете. Я сама так делаю: подписана на пару подкастов и никогда не интересовалась, что я могу получить за мои деньги — я их поддерживаю и мне этого достаточно.
О комьюнити
Когда я пишу песни, я делаю это в первую очередь для себя. Они о том, кто я есть, без прикрас, это то, что я сама хотела бы услышать. Вообще, у меня довольно привилегированная позиция — например, у меня был микрофон, я знала, что какое-то количество людей точно послушает меня. И я стараюсь использовать эту силу во благо — чтобы люди почувствовали себя вдохновлёнными, понятыми, частью чего-то. Мне кажется, комьюнити невероятно важно в музыке — а особенно на концертах.
Я обожаю свою группу — мы вместе начиная с лета и уже провели одиннадцать недель вместе. А с моей барабанщицей мы до этого были в туре на четыре недели. Очень важно чувствовать близость с людьми, с которыми ты проводишь столько времени, строить отношения на уважении. Я смогла себе позволить музыкантов в туре только прошлым летом, и поиск сессионщиков — это очень важный процесс. Сфера сессионных музыкантов преимущественно мужская, и я не понимаю почему — в ней же нет ничего специально мужского! Поэтому я решила, что хочу, чтобы на сцене рядом со мной была женщина. Я думаю, что многие и не думают, что могут что-то, пока не увидят других людей, занимающихся этим делом: пока вы не увидите барабанщицу на сцене, вы можете не решиться стать барабанщицей.
О страхах
Десять лет назад поп-музыканты пели о влюблённости и походах в клубы, а сейчас я всё чаще слышу по радио песни о психическом здоровье и работе с внутренними проблемами. Когда ты доходишь до грусти, гнева, фрустрации, тревоги — из-за этих эмоций может казаться, что ты совсем один. Все страхи, которые приходят ко мне, когда я пишу тексты, когда я думаю «а что, если люди будут осуждать» — всё это меркнет, когда я понимаю, что моя песня может кому-то помочь. Я пою о том, что чувствую, — и мне кажется, что люди слушают грустные песни, потому что хотят почувствовать, что их понимают. Когда мне грустно, я сама слушаю печальную музыку: Фиби Бриджерс, Мицки, Lorde… Но вообще обычно я включаю какой-нибудь плейлист на Spotify — и разделяю свою грусть со многими музыкантами.
ФОТОГРАФИИ: tessa-violet