МузыкаГречка, Яблоня и все-все-все: Новые героини российской музыки
11 исполнительниц, за которыми надо следить
Текст: Артём Макарский
В РОССИЙСКОЙ МУЗЫКЕ НИКОГДА НЕ БЫЛО ДЕФИЦИТА ИНТЕРЕСНЫХ ПЕВИЦ и групп с женским вокалом, но сейчас кажется, что их становится всё больше и больше. Одни, как «Тальник» и Lovozero, продолжают уверенно завоёвывать новых слушателей, другие, как Монеточка и Сюзанна, выходят на новый уровень популярности. Рассказываем о самых интересных новых исполнительницах — как совсем подпольных, так и победительницах по репостам.
Лиза Громова
Москвичка Лиза Громова раньше отвечала за вокал и тексты в полусекретном проекте «Озёра», а теперь при поддержке друзей из группы «Мальбэк» записывает сольный альбом, который должен стать её прорывом в большой поп-музыке. План Громовой на 2018-й прост: «Выпустить альбом года, без шуток. Мы поспорили с другом, чей альбом будет круче, и я хочу его вздрючить». Пока без единого сингла сложно сказать, получится или нет — но в совместных работах с «Синекдохой Монток» и «Мальбэк» ей удаётся показать себя очень по-разному. Сама она, впрочем, говорит, что в текстах всегда описывает свою жизнь, пусть и в несколько сказочном варианте.
ушко
«ушко» на самом деле зовут Дарья, она живёт в Москве. Сначала у неё не было компьютера, так что девушка записывала музыку на айпаде в программе для детей, стараясь добавлять в треки как можно больше посторонних звуков и много голоса. На русском она начала петь не сразу: «Раньше я писала на английском языке, позже поняла, что не могу звучать искренне (а это главное), и перешла на русский. Первое время голос из-за звуков был чужим и бьющим по ушам, потом стал верным». Музыка «ушка» проста и доступна каждому: искренность исполнительница видит и в русской поп-музыке девяностых, которую очень сильно любит, и в северной природе, которая её окружает.
Мы
«Мы», дуэт Евы Краузе и Даниила Шайхинурова, в прошлом году оказался на слуху после хита «Возможно» и других привязчивых песен из альбома «Расстояние», выходившего небольшими частями. «Расстояние» — настоящий теглайн проекта: создавался он вживую, но посвящён интернет-любви и многое может объяснить о том, как строятся отношения в эпоху соцсетей. В музыке «Мы» при этом есть что-то очень естественное, и Ева говорит, что многое получается само собой: «Обычно мы пишем тексты по отдельности, но всегда как-то магическим образом стараемся их соединить, чтобы вышло одно целое».
лемниската петрикор
«лемниската петрикор» — это Андрей и Света, которые, познакомившись в Институте кино и телевидения, решили сделать что-то вместе (у обоих к тому времени уже был опыт работы над музыкой). Парадоксально песни «лемнискаты» дарят настоящее умиротворение вопреки тому, что построены на контрастах: так, например, тексты Андрей пишет от лица мужчины. Света говорит, что примерить на себя персонажа несложно: «Так я больше отдаюсь чувствам и эмоциям, которыми пропитаны песни». Совсем скоро у группы выйдет второй альбом, о котором говорить они пока не хотят — но учитывая, что первый рассказывал целую историю, можно быть уверенным, что продолжение будет достойным.
polnalyubvi
Марина Демещенко с четырёх лет училась музыке по классу скрипки и фортепиано, хотя её мечтой всегда была гитара. В дебютном альбоме «V» только гитара вместе с её голосом и звучат: это песни об эмоциях и чувствах одного конкретного человека — за ними сразу виден тот, кто эти слова поёт. Для Марины важна каждая деталь, она всё хочет делать идеально, и это невозможно не заметить. «Мне нечего слушать из современников, большинство из них пишет бессмыслицу и пошлость. Поэтому против этого я устраиваю небольшой протест тем, что я появилась, я есть. И петь я буду очень долго».
Комсомольск
Арина и Даша познакомились случайно и практически сразу решили делать что-то вместе: первая раньше выступала в основном на поэтических вечерах, у второй есть гаражная группа Gin & Milk. В музыке «Комсомольска» сочетаются простые ритмы и гитарные риффы, а тексты песен можно растаскивать на цитаты. В этих строчках — вечные темы и вещи, понятные практически любому человеку, у которого есть доступ к интернету. Пока что группа готовит к выходу дебютный альбом, а кроме того, обдумывает идею рок-оперы, посвящённой жизни мигрантов в Москве и Подмосковье (даже если это не шутка, в этом году она явно не выйдет).
Яблоня
«Яблоня» — это Тоня Минаева и Арвид Кригер, участники московской группы Human Tetris, запевшие на русском и установившие для себя новые правила. Одно из них — полагаться скорее на ощущения и не слишком строго относиться к себе во время записи: каждая песня считается скорее демоверсией, но если она нравится обоим участникам, то они выкладывают её в Сеть. В итоге треки получаются несколько расплывчатыми, ускользающими от слушателя, но при этом, парадоксально, очень цепкими. Другое правило: тот, кто написал текст, назначается главным в работе над песней. «Свою мысль и чувство никогда нельзя объяснить до конца, даже самому близкому другу, — объясняет Тоня. — Какая-то часть всегда будет ускользать».
Гречка
Гречку зовут Настя Иванова, она родом из Кингисеппа и живёт в Петербурге. Сначала она пела свои песни на улице, но вот только на днях вышел её дебютный альбом «Выше только звёзды». В Гречке многое не то, чем кажется: её песни о быте современных подростков мало того что написаны два года назад (сейчас она говорит, что её занимают другие мысли), так и несут в себе посыл против образа жизни, о котором в них поётся. Для тех, кто это не считывает, есть трек «Однажды мы все постареем» — в нём манифест проговаривается прямым текстом. Сравнения с русским роком тоже беспочвенны: Иванова куда больше любит Деми Ловато и Paramore. Зная об этом, песни из альбома можно услышать по-новому.
Деревянные киты
Мурманская группа «Деревянные киты» рассказывает, что пыталась играть шугейз, но не вышло. Так это или нет, но концерты у них выходят впечатляющими (сразу не скажешь из-за чего в первую очередь — вокала Светланы Матвеевой или музыки её согруппников). О живых выступлениях стоит говорить хотя бы потому, что треков у группы пока раз-два и обчёлся, но в этом году, скорее всего, выйдет дебютный альбом. Записей с концертов и студийных лайвов достаточно, чтобы понять, что альбома ждать стоит, хотя история шугейза подсказывает, что ждать, возможно, придётся долго.
Svetla V.
Девушка по имени Света живёт в Швеции и ждёт переиздания своего дебютного альбома «Mattias», названного в честь героя книги Юхана Харстада. Одной только Скандинавией география её синти-попа не ограничивается: у музыканта есть тексты на английском, русском и норвежском. Разницу между песнями, написанными на трёх языках, ей определить сложно: «С неуверенностью попробую выделить закономерность: на русском у меня в основном мечтательное, на норвежском — весёлое, на английском — холодное, мрачное. Но не всегда так».
Photosynthez
Катя Луковникова говорит о том, что её песни — это рэп, но фанатов жанра такое определение может и отпугнуть. Скорее они похожи на добрые треки, которые записывали несколько лет назад школьники, рассказывая о том, как им нравится их район или поездка на озеро. А по большому счёту перед нами очень чистый, хоть и немного нескладный поп с запоминающимися строчками, описывающими бытовые ситуации, о которых почему-то не догадался петь больше никто. Очарования добавляют и видео, соответствующие песням на все сто. Совсем скоро Photosynthez отыграет свой первый концерт.
Фотографии: Лиза Громова/ВКонтакте, Дарья Тсс/ВКонтакте, МЫ/ВКонтакте, Светлана Шумиливер/ВКонтакте, polnalyubvi/ВКонтакте, Комсомольск/ВКонтакте, Деревянные Киты/ВКонтакте