КиноВ главных ролях:
Вайнона Райдер
и её лучшие фильмы
Что смотреть у любимых актрис и актёров
Текст: Алиса Таёжная
Мистический сериал «Stranger Things» стал одной из самых захватывающих премьер этого лета — в том числе и благодаря камбэку Вайноны Райдер, сыгравшей в нем главную роль. В рамках нашей новой рубрики «В главных ролях» вспоминаем, как складывалась судьба Вайноны Райдер: как она ворвалась на экран, а затем исчезла с радаров. Ну и, конечно же, советуем фильмы с её участием, которые обязательно стоит посмотреть.
«Если ты счастлив каждый день, ты не человек — а ведущий телеигры», — так в конце 80-х в американское кино вторгались рискованные хиты видеопроката. Один из них — «Смертельное влечение» — был с Вайноной Райдер и стал культовым. Умненькая американская школьница, её хамоватые доминирующие подружки, мальчик-убийца — так подростки узнали о стервах-старшеклассницах, которые держат в страхе всю школу. Да что там узнали — наконец увидели на экране то, что видели в своих столовых и раздевалках каждый божий день. «Боулинг для Колумбины» был ещё далеко, но ситуация зрела десятилетиями.
Именно героиня Вайноны Райдер сомневалась в школьных порядках, а, разобравшись в них, пощадила сотни ничего не понимающих старшеклассников от быстрой смерти в результате теракта. С этой роли, где Вайнона Райдер даёт отпор смертельно обаятельному Кристиану Слэйтеру, начался победный марш актрисы в сердцах ровесников. Невозможно представить тех, кто в конце 80-х и начале 90-х не хотел быть на неё похожей — быть хрупкой, неловкой, отчаянной, дерзкой, изысканной и красивой посреди слишком предсказуемого мира.
Немного Одри Хепбёрн, но не совсем — в рваных джинсах, белой футболке, в косухе и сапогах, с грустными оленьими глазами — Вайнона Райдер десять лет не исчезала с радаров западных таблоидов. Как любой подросток, добившийся всего к 16 годам, она приковала к себе внимание сразу: как ей это удалось? Где она теперь? Чего на самом деле хочет девочка, которую выбросило на волны славы почти ребёнком? Надолго ли её хватит? Стоит сказать сразу: Вайноны Райдер не хватило надолго. За колоссальным всплеском после дебюта в фильме «Лукас» и «Битлджусе» Тима Бёртона последовало два десятка отличных ролей и 12 съёмочных лет, после которых Вайнона Райдер залегла на дно.
Она — одна из немногих голливудских звёзд, которая рассказывает об опыте лечения депрессии, о том, как уязвимость помогает ей лучше чувствовать своих героев, а, с другой стороны, делает её более хрупкой и восприимчивой в самых простых бытовых ситуациях. Хорошая актёрская работа порой связана с жизнью на пределе, часто это и есть жизнь на пределе с острыми ощущениями от каждого нового опыта. Но она не жалуется и ни о чём не жалеет.
Немного Одри Хепбёрн, но не совсем — в рваных джинсах, белой футболке, в косухе и сапогах, с грустными оленьими глазами
Родители пытались уберечь Вайнону Райдер от калифорнийского влияния актёрских школ и вездесущих кастингов, но не смогли — с детства Вайнона заворожённо наблюдала за любительскими спектаклями и очень любила читать и придумывать, как книжные герои превращаются в настоящих. Её родители — начитанные интеллектуалы — дружили с писателями и издателями: Тимоти Лири стал крёстным отцом Вайноны, Филип Дик, Аллен Гинзберг и Олдос Хаксли заходили поболтать. Двери восприятия открылись, а ключи от них потерялись — Вайнона совсем юной стала заниматься в театре и уже в 14 лет получила первую кинороль. Но ни первый, ни второй, ни третий фильм, шедший с её именем в кино, не принёс ей одобрения сверстников, окружавших её в жизни, а не на экране.
Это сейчас Вайнона Райдер выглядит удивительно французской, изысканной и неземной, одноклассники же просто сторонились её или обзывали гномом или ведьмой. В момент, когда американский подростковый мейнстрим захватили героини Джона Хьюза, Вайнона Райдер сильно отличалась от мейнстрима и типажом, и повадками. Тогда же она прониклась Сэлинджером и выбрала для проб отрывок из «Фрэнни и Зуи» — одного из самых пронзительных произведений о том, как нелепый и непредсказуемый опыт воспитания чувств трудно превратить в какой бы то ни было официальный стейтмент. Сэлинджер станет другом Вайноны на много лет. Из чего сделаны наши девчонки? Не из цветочков и мармеладок — это точно.
Образ аутсайдерши, однако, идеально совпадёт с духом 90-х: именно тогда Тим Бёртон вводит долгоиграющую моду на готику и берёт Вайнону Райдер на главную роль в «Эдвард Руки-ножницы». Одна из самых заметных ролей в её карьере станет началом красивого молодёжного романа — двоих кареглазых, юных, неотразимых и просто созданных друг на друга на отдельной планете Вайноны и Джонни. В статусе главной голливудской принцессы Вайнона попадёт на съёмочную площадку Копполы на роль пленительной любви Дракулы, а оттуда — к Скорсезе в «Эпоху невинности», чтобы воплотить ту самую невинность из названия: молодую и ничего не подозревающую невесту конца XIX века, чей жених увлечён совсем другой.
Самая земная роль и самая печальная, которую играла Вайнона в первой половине 90-х, — Лейланы Пирс из «Реальность кусается». Она решает снять документальный фильм о своём окружении, пытаясь разобраться в отношениях с миром. «Милая Фрэнсис» и много других фильмов о ребятах на пороге обидного взросления выросли из этой поворотной истории о молодых бездельниках в большом городе и разговорах начистоту. «Я собиралась стать кем-то, когда мне будет 23» — лейтмотив не только этого фильма или поколения Икс, которому он якобы адресован, но и всех 20-летних много лет спустя, которые ищут, на что потратить свободное время, первые деньги и душевные силы, чтобы почувствовать, что не зря пришли в этот мир. «Плечи телёнка, сердца ребёнка» — это про них, какими бы они ни казались самостоятельными и решительными.
После триумфа в «Маленьких женщинах» Райдер играет в «Чужом-4: Воскрешении», показав себя мощной преемницей Сигурни Уивер
После триумфа в «Маленьких женщинах» и «Чужом-4: Воскрешении», где у Сигурни Уивер появилась мощная и несомненная преемница, Вайнона Райдер берётся за очень личный и важный для неё проект — «Прерванную жизнь» по мотивам бестселлера-автобиографии о судьбе юной девушки в психиатрической больнице 60-х годов. Реальная история Сюзанны Кейсен, которая хотела заниматься писательством, не торопилась замуж и задавалась неуместными для девушек того времени вопросами о том, зачем тратить свою жизнь на привычные радости большинства, — личная и очень тяжёлая история о том, как мало, глухо и лицемерно общество обсуждает психологические проблемы. Отгораживается, изолирует, закрывает, пичкает таблетками и перекладывает на детей вину за проступки взрослых. «Прерванная жизнь», где актриса была исполнительницей главной роли и продюсером, должна была стать огромным камбэком Райдер, нащупавшей собственный голос, но вместо этого подарила невероятный старт другой актрисе из фильма — Анджелине Джоли, исполнившей роль неутомимой бунтарки, от которой весь фильм невозможно отвести взгляд.
В реальной жизни в тот момент страдала Райдер: скоро её задержат с бессмысленной кражей из магазина на сумму около 6 тысяч долларов — сотни магазинов встали бы в очередь, чтобы подарить Вайноне всё, что она хочет. Клептомания была одним из проявлений депрессивного расстройства, которым страдала Райдер, вместе с провалами в памяти и трудностями с коммуникацией. Состояние актрисы постоянно ухудшалось, и сотни спекулятивных новостей о судебном разбирательстве и назначенном наказании только подливали масла в огонь. Быть на плаву и болеть — несовместимо, и на долгие годы Вайнона Райдер появлялась в кино в небольших ролях: каждый раз, будь это «Чёрный лебедь», «Информаторы» или эпизод в «Друзьях», видеть её было неожиданно и удивительно — она почти не изменилась и полностью заполняла собой любой эпизод.
И вот наконец она снова вышла на первый план. Её роль отчаявшейся матери в прогремевшем сериале «Очень странные дела» берёт за живое не только тем, как точно она передаёт панику, замешательство и истерику человека, потерявшего самое дорогое. Самое интересное в этой роли то, как сама Вайнона Райдер реагирует на свой камбэк: в её большом интервью нет ни самодовольства триумфатора, ни интонации «я ещё покажу», ни намёка на заслуженный успех, который суперзвезда 90-х получает на наших глазах. Она слишком умная и сложная, чтобы требовать внимания — как и её любимая героиня Фрэнни, придуманная Сэлинджером.
Ещё 5 фильмов с Вайноной Райдер, которые стоит посмотреть
Русалки
Очаровательная комедия о dysfunctional family, где Вайнона Райдер играет старшую дочь в семье Шер и Кристины Риччи (которой тогда ещё не исполнилось десяти). Семейный фильм о слишком странной одинокой матери в Массачусетсе начала 60-х напоминает тот самый клип «The Shoop Shoop Song», и хотя главная роль тут, безусловно, у Шер, Вайноне Райдер достаётся играть старшую дочь, которую эксцентричность матери доводит до белого каления и позволяет смотреть на мир подростковых свиданий и школьной дружбы совсем по-другому.
Большие огненные шары
Один из самых лучших музыкальных байопиков, «Большие огненные шары» идеально воссоздают фанатскую истерию конца 50-х и масштаб, который набирал рок-н-ролл среди танцующей молодёжи: именно после потных, активных, близких танцев парней и девушек началась сексуальная революция и пересмотр гендерных стереотипов. Вайнона Райдер играет в фильме о легенде Джерри Ли Льюисе его малолетнюю жену — частая практика того времени, если вспомнить ранний брак Элвиса Пресли и традицию благодарных тинейджерок-группи. С вышитым на юбке пуделем, милой чёлкой и наивным взглядом ничем не искушённой девушки (не считая звуков с громких пластинок), она играет стопроцентно одержимую героиню, влюблённую до безумия в человека, которого знала лишь на афишах.
Знаменитость
«Знаменитость» — не самый известный в фильмографии Вуди Аллена фильм о переживании развода, в котором отзывается кровавое расставание самого Аллена с Миа Фэрроу несколькими годами ранее. Главные герои — разошедшиеся муж и жена среднего возраста — выживают в чёрно-белом Манхэттене (как и 20 годами ранее прославившем Вуди Аллена), встречая актёров, продюсеров, режиссёров, моделей и прочих знаменитостей, и пытаются найти смысл жизни из этих нервных и ненужных связей. Вайнона Райдер играет в «Знаменитости» Нолу (так же Вуди Аллен назовёт позже главную героиню в «Матч-пойнте») — актрису, с которой съехался главный герой, но которая не даёт ему никаких надежд на продолжение романа: она нарциссична, невротична и не уверена ни в чём, а ещё курит как паровоз. Вуди Аллен собирался снимать Вайнону Райдер и дальше, но боялся взять на себя ответственность за её эмоциональную стабильность.
Ночь на Земле
Фильм Джима Джармуша из пяти новелл о таксистах и пассажирах в пяти городах — необязательное, но совершенно очаровательное зрелище, передающее и дух авторского кино 90-х, и атмосферу Нью-Йорка или Хельсинки, и потрясающих актёров начала 90-х. Корки — обаятельная водитель лос-анджелесского такси в исполнении Вайноны Райдер — подвозит продюсера: на «фабрике грёз» каждый второй пассажир связан с кино и бесконечно устраивает дела по телефону. Её властная и красивая клиентка в белом костюме (Джина Роулендс) ищет подходящую кандидатуру для кастинга, и Корки кажется той самой — но у неё свои планы: стать отличным механиком и послать Голливуд куда подальше. Типичный жест поколения Икс и ролевая модель для всех девушек, кто не хочет годами сниматься для обложек.
Помутнение
C Филипом Диком, по роману которого снимался фильм Ричарда Линклейтера, Вайнона Райдер была знакома через родителей — фантаст и создатель впечатляющих антиутопий был другом семьи. Ричард Линклейтер снимает фильм о двойном агенте посреди наркотической эпидемии на цифру и преобразует результат во впечатляющую сай-фай-мультипликацию о зависимости, границах личности и, само собой, личной свободе и полицейском государстве. Вайнона Райдер играет в «Помутнении» героиню, зависимую от кокаина и являющуюся связующим звеном между агентом и наркотрафиком — ускользающая, рискованная и действующая в своих интересах, она так и останется загадкой для зрителей после титров.
Фотографии: New World Pictures, 20th Century Fox, Columbia Pictures