Игры«Life is Strange»:
Чем подкупает видеоигра длиной в год
Игра-сериал про девочек-подростков, травлю и то, как наши поступки влияют на жизнь
дарья татаркова
Вчера стала известна дата выхода второй серии новой игры «Life is Strange», которая гарантированно захватит вас, даже если единственное, во что вы до этого играли, — пасьянс «Косынка» или «Angry Birds» на телефоне. Выигрышный подход «Life is Strange» состоит в том, что она разбита на части словно сериал, а все решения, принятые игроком, влияют на развитие сюжета самым непредсказуемым образом. Второй эпизод станет доступен только 24 марта, но «Life is Strange» уже стала одним из самых обсуждаемых релизов года. Ее сюжет разворачивается в маленьком городе в штате Орегон, где главная героиня ходит в закрытую художественную школу и обнаруживает способность перематывать время.
Игру придумали французские разработчики Dontnod. Необычная механика с возможностью управлять временем, отличный саундтрек, аккуратная и немного мечтательная графика, сюжет с достаточным количеством мистики и подростковой драмы — звучит просто прекрасно. При этом ни одна компания не хотела давать зеленый свет проекту. Почему? Потому что главный герой здесь — девушка, и игровые компании не хотели ставить на игру, где повествование будет идти от лица девочки-подростка. Новый проект в том виде, в котором он был задуман, поддержал только один издатель — Square Enix — и не прогадал. «Life is Strange» уже превзошла все ожидания по продажам и заработала отличные отзывы у критиков, возможно, не в последнюю очередь за счет того, что разработчики придумали перенести мир сериалов на игровую платформу.
«Life is Strange» издают как сериал, и выходить она с большой вероятностью будет в течение всего года — такой подход использовали и раньше, например в случае с видеоигрой «Walking Dead», но он всё еще кажется экзотикой. Это делает «Life is Strange» идеальной для тех, кто никогда ни во что не играл или видеоигры вообще не очень понимает. Для того чтобы пройти первый эпизод, достаточно пары часов. Удовлетворение от него не такое же, как от игр, которые выходят целиком, стоит она не в пример меньше, а вопрос про обсессивную невозможность оторваться отпадает сам собой. В мире информационного перегруза такой подход, скорее, благословение.
Игра построена вокруг женских персонажей. Поскольку главная героиня — подросток, неудивительно, что решающие отношения для нее не романтические, а дружеские. Взрослые люди часто совершают ошибку, приравнивая фантазии подросткового возраста к реальности, однако на деле, пока ты молод, дружба всегда занимает первое место. Сюжет из 5 частей будет развиваться вокруг главной героини и ее старой подруги, вместе с которой они будут искать пропавшую девушку — и давать отпор всем, кто их унижает. В Макс, чьими глазами мы видим происходящее, несложно узнать себя любому, кто еще помнит себя в юности: неловким, чувствующим себя одиноким в своей индивидуальности. При этом проблемы у нее вполне реальные, от которых любой хоть раз серьезно мечтал научиться перематывать время.
Показательно, как много агрессии направлено на девушек-героинь со стороны остальных людей. Озлобленный отчим чувствует свою власть в силу возраста и пользуется этим, чтобы мучать девочек. Директор школы готов обвинить Макс во лжи, просто потому что она пожаловалась, что у сына богатых родителей есть пушка. Ну а с избалованным мальчишкой с пистолетом всё понятно — как и с королевой школы, мастерски освоившей травлю. Создателям игры хорошо удалось передать чувствительность подростков, даже несмотря на то, что они пользуются клишированным подходом, чтобы представить разных типичных персонажей.
«Life is Strange» максимально похожа на инди-кино о взрослении, которое близко абсолютно всем, вне зависимости от возраста. Наша героиня Ким Гордон говорит в своих мемуарах, что ее не удивляет популярность «Girls» — потому что мы все ищем себя. И подростки, и взрослые мучаются вопросами самоидентификации, и уж тем более — женщины, вынужденные в любом возрасте справляться с лавиной стереотипов. Во многом выбор темы игры объясняется любовью создателей к независимому фестивальному кино о «coming of age» историях. Эстетика здесь выдержана и в мягких цветах, и в управлении игры, напоминающем скетчи в блокноте, и в инди-саундтреке, составленном и написанном Джонатаном Морали из группы Syd Matters. Играть в «Life is Strange» под Хосе Гонсалеса, Mogwai, alt-J, Sparklehorse или Bright Eyes — одно удовольствие.
Игра всё время предлагает перемотать время, при этом однозначных ответов, действительно ли это нужно или нет, она не дает. Героине, как и любому подростку, приходится сталкиваться с острым моральным выбором, при этом долгосрочные последствия ее действий предугадать невозможно — совсем как в реальной жизни на самом деле. «Life is Strange» без лишних усилий отвечает на вечный вопрос молодости: а что если я бы поступил по-другому? Как оказывается, верных ответов даже в игре не существует, а чем обернется решение Макс отомстить (или нет) вредной сокурснице, устроившей дедовщину, — покажет время.