КнигиГид по миру Джейн Остин: Гордость, предубеждения, феминизм и зомби
Наследие королевы английской литературы
Даша Татаркова
НА РОССИЙСКИЕ ЭКРАНЫ ВЫШЛА ЭКРАНИЗАЦИЯ «ГОРДОСТИ, ПРЕДУБЕЖДЕНИЯ И ЗОМБИ» — пародийного романа, в котором героини Джейн Остин пытаются выжить во время зомби-апокалипсиса. Несмотря на безумную завязку, литературный мэшап оказался в меру остроумным, а в его адаптации согласились сыграть Лили Джеймс и Лена Хиди. Джейн Остин уже почти двести лет остаётся константой мировой культуры: её работы продолжают изучать и интерпретировать снова и снова. Для всех, кто хотел бы лучше понять вселенную королевы английской литературы, рассказываем, как она жила, кого читала, о чём писала и что же из всего это получилось.
Тётушка Джейн
Из-за привычки жителей XIX века держать семейные тайны под замком о Джейн Остин известно не так много. Несмотря на неиссякающий интерес к её персоне, до нас дошли лишь общие факты. Публикации под псевдонимом позволили ей вести достаточно скрытную жизнь, при том, что Остин поддерживала активную переписку с друзьями и родственниками. Однако самые интересные подробности так и канули в Лету после смерти писательницы вместе с письмами — их сожгла её сестра Кассандра из уважения к личной жизни Остин.
Долгое время о жизни Джейн Остин строили представление по биографии, написанной её племянником Джеймсом Эвардом Остином-Ли. Для него она была в первую очередь тихой и скромной «тётушкой Джейн». И хотя Остин действительно ценила размеренный семейный уклад, это описание едва ли проливает свет на глубину её характера. Биография Остина-Ли тем не менее стала ключевой для признания Остин как писательницы: после её публикации на родине началась настоящая мания. Современные биографы, не стеснённые обязательствами семейной чести, стараются копнуть глубже, включая сохранившиеся письма в исследования и рассматривая Джейн Остин в социальном, историческом и даже политическом контексте.
Джейн Остин родилась в небогатой семье джентри, самого низкого дворянского сословия, её отец был священником, занимавшимся в том числе фермерством. У Остин было шестеро братьев и сестра Кассандра, которая, как и Джейн, так и не вышла замуж, всю жизнь оставаясь её лучшим другом. Остин недолго училась в нескольких школах, но оканчивала образование под присмотром отца дома, где пользовалась его библиотекой. Семья несколько раз переезжала, так что Джейн успела пожить в том числе в курортном Бате, кипевшем культурной жизнью. В детстве она чуть не умерла от тифа, и некоторые предполагают, что причиной смерти писательницы в 41 год стал именно его рецидив, хотя правдоподобных версий её болезни несколько.
ДЖейн Остин
родилась в 1775 году в Стивентоне, жила в Бате и Чоутене. Скончалась писательница в Уинчестере, куда приехала на лечение
«Я хочу, чтобы люди были не очень приятными, это избавит меня от труда слишком сильно их любить»
из письма сестре Кассандре
↑ Слева направо:
дом писательницы в Стивентоне; первая иллюстрация к «Гордости и предубеждению», напечатанная в издании 1830 года
Джейн Остин писала всю свою жизнь. Её семья поощряла чтение, и ещё в молодости Остин зачитывала им вслух свои рассказы. Сохранилось несколько юношеских произведений Остин, пародировавших сентиментальную прозу, смелая попытка в эпистолярном жанре «Леди Сьюзан», а также два незаконченных романа: «Утсоны» и «Сэндитон». При жизни Остин удалось напечатать четыре книги: «Разум и чувства», ставшую её дебютом, «Гордость и предубеждение», «Мэнсфилд-парк» и «Эмму». Она подписывалась просто — «A Lady». На протяжении жизни Остин постоянно возвращалась к своим работам и вносила в них правки. Посмертно вышли «Нортенгерское аббатство» и «Доводы рассудка».
Поскольку Кассандра уничтожила большую часть их с Джейн переписки, о личной жизни романистки можно только строить разной смелости догадки. Известно, что у Джейн был непродолжительный роман с племянником её соседей Томом Лефроем, которого она в письмах называла «мой ирландский друг», однако его родители не были заинтересованы в столь невыгодном браке. И хотя велик соблазн свести романтические истории Остин к её собственному печальному опыту, о драматичности этого происшествия можно только догадываться, а верить вольному рассуждению на тему в «Джейн Остин» с Энн Хэтэуэй в главной роли совершенно необязательно. Хотя Джейн однажды получила предложение руки и сердца, она его отвергла, поскольку не хотела выходить замуж из прагматических соображений и отвлекаться от писательского дела.
Те же письма Остин, что сохранились, показывают её как ироничную, умную и живую женщину, а не просто любительницу тихой домашней жизни. Несмотря на то, что семья Остин по большей части занималась тем, что общалась с многочисленными друзьями и родственниками, писательница видела в этом не столько комфорт, сколько возможность для исследования человеческой натуры. Благодаря брату Генри у неё было множество самых разных знакомых, и все они отмечали её исключительно живой ум. Письма Остин представляют её как человека с невероятно ироничным отношением к себе и жизни, глубоко чувствующего и видящего недостатки общества вокруг.
Библиотека Хантингтона
в Калифорнии, в которой, например, хранится первое издание «Гамлета», недавно приобрела ранее не изданные
письма, стихи и другие материалы писательницы
Что читать
Jane Austen: A Life
Claire Tomalin
The Real Jane Austen:
A Life in Small Things
Paula Byrne
Jane Austen’s Letters
Deirdre Le Faye
Разум против чувств
Когда Джейн Остин только начинала писать, в литературе царили возвышенный сентиментализм, преклонявшийся перед природой, и романтизм, который ставил яркие страстные чувства превыше всего. Однако социальные и политические перемены не прошли даром: всё больше женщин не боялось заниматься писательством, а засилье сентиментальной прозы потеснил реализм с Диккенсом во главе, работавшим, правда, уже после жизни писательницы. Примерно в то же время, что и Остин, писали такие выдающиеся женщины-авторы, как Фанни Берни, Анна Радклиф, Мэри Хейз, Элизабет Гамильтон, Мария Эджуорт, Мэри Шелли, которая, кстати, издала свою первую книгу аккурат в год смерти Остин.
Остин была предвестницей реализма, противопоставляя себя сентиментализму и романтизму и предпочитая иронию, пародию и бурлеск. Для писательницы это было принципиально: её комедийные сюжеты позволяли не стеснять женщин жёсткими рамками привычных образов порочности или, наоборот, невинности и прописывать сложные, изменяющиеся характеры. Хотя довольно долго работы Остин было принято относить к романам нравов, сегодня очевидно, что в них скрыто гораздо больше, чем просто наставления, и уже одна мастерская ирония Остин добавляет им не заметной на первый взгляд глубины.
Фанаты
Джейн Остин называют себя «джейнистами»
«Решительно, нет большего удовольствия, чем чтение!»
«Гордость и предубеждение»
Писательница обращалась к темам, которые волновали её саму, — той же несправедливой женской зависимости от мужчин, не только моральной, но и экономической. Она использовала личный опыт: поскольку Остин так и не вышла замуж, это означало, что она до конца дней будет жить на попечении родителей и братьев. Зачастую писательница строила сюжет вокруг пары персонажей, например сестёр, поскольку отношения с собственной сестрой Кассандрой всегда были для неё важнее всего. Многие героини Остин так же нежно дружат со своими отцами, как и Джейн в реальной жизни. Папа писательницы обучал её и поощрял любовь к чтению, так что тема важности женского образования, в то время не слишком распространённого, кочует из романа в роман.
Что читать
Celebrating Pride and Prejudice: 200 Years of Masterpiece
Susannah Fullerton
Understanding Austen: Key Concepts in the Six Novels
Maggie Lane
Growing Older with Jane Austen
Maggie Lane
Портрет эпохи
Жизнь писательницы пришлась на георгианскую эпоху, то есть время правления английских королей — почти всех их (кроме последнего), как несложно догадаться, звали Георг. Романы Остин были напечатаны в короткий период Регентства, самый конец эпохи, когда сын больного и обезумевшего короля принял на себя полномочия. Принц-регент, кстати, как и вся модная аристократия, был большим поклонником писательницы и как-то даже «попросил» (на деле такие просьбы, конечно, не обсуждалась) посвятить ему роман. В книгах Остин много социального контекста, но понять по ним историческую обстановку довольно трудно. Главным потрясением тех лет, безусловно, была Французская революция, перевернувшая в Европе всё с ног на голову. Британская империя тем временем зализывала раны, только-только лишившись американских колоний. Впрочем, в текстах Остин несложно найти следы наполеоновских войн: не зря многие её персонажи — военные.
«Его королевскому высочеству, принцу-регенту, наипочтительнейше посвящает эту работу с позволения его королевского высочества преданный и покорный слуга его королевского высочества автор»
По просьбе принца-регента Остин написала ему посвящение
↑ Сельский пейзаж того времени выглядел примерно так, как на этой картине Джона Констебла
Остин писала о том, чему она становилась свидетелем изо дня в день, — о провинциальной дворянской жизни. Ни индустриальный скачок, ни исторические встряски их семьи почти не коснулись. Писательница также часто описывала места, в которых бывала сама, например Бат, в котором провела несколько лет. И хотя семья Джейн жила достаточно скромно, у писательницы было неплохое представление и о джентри, и о куда более обеспеченном дворянстве: благодаря брату Генри у неё было много знакомых разных профессий и статусов. Помимо военных и дворян у Остин часто появляются священники, поскольку она сама выросла в клерикальной семье.
О том, как была устроена жизнь дворянства и джентри, можно судить и по самой Остин, которая имела доступ к отличной библиотеке, любила шить и читать своей семье вслух — примерно так предполагалось вести себя образованной женщине того времени. По её работам — о загородной жизни аристократии, которую занимали балы, прогулки, разговоры. Охота, политика и верховая езда были уделом мужчин, а чтение, музыка, рисование, вышивание — женщин. При этом во время Регентства искусство процветало, так что читали в том числе своих современников, производивших фурор: безусловно, известного своими скандальными похождениями лорда Байрона, а также Вальтера Скотта или Марию Эджуорт.
Что читать
Jane Austen’s
Country Life
Deirdre Le Faye
The List Lover’s Guide
to Jane Austen
Joan Strasbaugh
Jane Austen’s England
Roy and Lesley Adkins
Права женщин
На переломе веков идея равноправия мужчин и женщин уже не была в новинку, во что сложно поверить, поскольку на практике это едва ли находило применение. Тем не менее ещё в 1792 году вышел труд писательницы Мэри Уолстонкрафт «В защиту прав женщин», одна из первых философских феминистских работ. Во времена, когда единственным способом для женщины обеспечить себе жизнь оставалось замужество, Уолстонкрафт выдвинула идею, что мужчины и женщины по рождению своему равны — и только недоступность образования не даёт им добиться высот. К сожалению, двести лет спустя не все ещё соглашаются с этим, казалось бы, бесспорным фактом. Работа Уолстонкрафт имела огромный резонанс, и, вероятно, её читала и Остин. В одно время с ней жили сразу несколько заметных писательниц-феминисток, в том числе и Мэри Эстел, также выступавшая за равные права, и Кэролайн Нортон, чьё дело дало женщинам право голоса в бракоразводных процессах.
«Дайте девочке образование и надлежащим образом подготовьте её к вступлению
в жизнь — ставлю десять к одному, всё наладится без дополнительных расходов
с чьей-либо стороны»
«Мэнсфилд-парк»
↑ Слева направо: титульный лист «В защиту прав женщин»; портрет Мэри Уолстонкрафт, 1797
Когда речь заходит о феминизме в романах Остин, исследователи до сих пор тонут в спорах и находят подтверждения разным направлениям мысли того времени. Однако, какими бы ни были частности, нельзя не заметить независимость, объединяющую её героинь. Остин не была столь прямолинейна, чтобы провозгласить равноправие между мужчинами и женщинами — но она не скрывала своего недовольства его отсутствием на практике. Используя фирменную иронию, она давала героиням играть по своим правилам: в остроумии, моральной независимости, гордости и разумности они ничем не уступают мужчинам и не боятся им отказывать вопреки приличиям.
В глазах общества Остин оставалась, если не старой девой, то уж точно милой «тётушкой Джейн», поскольку так и не вышла замуж. На деле же она была молодой женщиной, искавшей способы реализовать себя вне игры на пиано-форте и поддержать финансово — так она решилась издать свои романы. Для Остин было критично то, как её современницы были скованы экономически и в рамках закона, и последствия этой несправедливости зачастую переживали её героини.
Остин знаменита тем, что использовала романтические клише против самого жанра и с их помощью подчеркивала несостоятельность роли, которую они навязывали женщине. И хотя героини писательницы по законам сказки всё-таки выходят замуж, феминистский тон произведений Остин работает исподволь. Эмма с самого начала — настоящая хозяйка дома, уверенная в себе, наслаждающаяся своей независимостью. Элизабет Беннет не просто саркастична, она дважды отказывает предложениям и уважает чужой выбор, даже если с ним не согласна; ей вторят делающие выбор вопреки Фанни Прайс и Энн Эллиот. Мэриэн Дэшвуд и вовсе отказывается подчиняться нормам приличия, а сестринские отношения с Элинор остаются выше всех привязанностей.
В 2017 году
портрет Остин появится на 10-фунтовой банкноте
Что читать
The Madwoman
in the Attic
Sandra M. Gilbert
and Susan Gubar
Jane Austen, Feminism and Fiction
Margaret Kirkham
Jane Austen: Women, Politics, and the Novel
Claudia L. Johnson
Учебник моды
Кино и сериалы сделали одежду, в которой ходят герои Остин, синонимичной тому, как одевалась аристократия в XIX веке. На деле это мода совсем короткого периода, которую быстро сменила викторианская строгость. Одежда времени Регентства напрямую отражала недавние события в Европе. После Французской революции пришла мода на неоклассицизм, так что силуэты платьев стали свободными, напоминая об античных одеяниях.
С одной стороны, так европейская знать всеми силами старалась дистанцироваться от образа поверженной французской аристократии, предпочитавшей дорогие тяжёлые ткани, излишества и парики. С другой — новый стиль рифмовался с обретённой свободой мысли и нежеланием загонять себя в строгие рамки пусть и, вполне буквально, корсетов. На рубеже веков отношение к одежде было невероятно утилитарным, однако, благодаря промышленной революции стало возможным всё быстрее адаптироваться к веяниям: цвета стали ярче, появились вычурные мотивы, а ухватить текущие тренды стало делом первой необходимости.
«Женщина наряжается только для собственного удовольствия. Никакой мужчина благодаря этому не станет ею больше восхищаться, и никакая женщина не почувствует к ней большего расположения»
«Нортенгерское аббатство»
↑ Слева направо: автопортрет художницы Ролинды Шарплс, 1820; «Мадам Пьер Серизья (в девичестве Эмилия Пекуль) с сыном Эмилем», 1795, в модной тогда шляпе
Романы Остин были изданы как раз во время Регентства. Сама писательница не слишком много внимания уделяла описанию внешнего вида героинь (хотя, судя по её письмам, любила наряжаться), она регулярно возвращалась к сценам покупки или обсуждения одежды, используя их как комментарий к внутреннему миру героев или нравам времени. Костюмерам досталось широкое поле для интерпретаций: некоторые из них скорее стараются подчеркнуть образы героинь, чем следовать исторической достоверности, работу других же можно использовать как учебник моды.
Другое дело, что абсолютно все они не в меньшей степени рассказывают о времени, в котором снимались экранизации. Чего стоит только первая громкая адаптация «Гордости и предубеждения» с Лоуренсом Оливье в сороковых: все героини фильма одеты в невообразимые юбки на каркасах, которые больше подошли бы Скарлетт О’Харе нежели Элизабет Беннет. При этом большинство современных адаптаций стремятся сделать внешний вид героев максимально реалистичным, отдавая дань новой любви к простоте — это хорошо видно по Кире Найтли в роли Лиззи или Энн Хэтэуэй, сыгравшей саму Остин.
Что читать
Fashion in the Time of Jane Austen
Sarah Jane Downing
Women, Popular Culture, and the Eighteenth Century
Tiffany Potter
The History of Underclothes
C. Willett and PhiIlis Cunnington
Что смотреть и читать
Экранизаций Остин минимум раз в пять больше, чем самих романов, — это не считая всех остальных работ по мотивам. Абсолютное первенство по количеству удачных принадлежит британскому гиганту BBC. Но если британское телевидение с беспрекословным уважением относится к источнику, то в кино позволяют себе больше экспериментов. Пересказывать, что смотреть, едва ли нужно: все знают о «Гордости и предубеждении» с Колином Фёртом или сентиментальном «Разуме и чувствах» Энга Ли; можно не сомневаться в шоу BBC, написанных Эндрю Дэвисом. Переосмысления вроде «Дневника Бриджет Джонс» или «Бестолковых» уже давно заработали себе славу в отрыве от источника.
За двести лет накопилось огромное количество интерпретаций оригинальных романов. Найти можно всё: сиквелы, приквелы, постмодернистские работы, мэшапы с жанрами (за исключением, что совершенно необъяснимо, аниме). Благодаря тому, что Остин (хотя современники едва ли это замечали) экспериментировала с жанрами, её работы стали идеальным материалом для постмодернистских экспериментов. Большинство из них нешуточно обогатили восприятие мира произведений Остин. Во многом играет роль универсальность исследуемых ею историй и моральных дилемм: времена изменились, а мы всё ещё не нашли стопроцентных формул для выбора между любовью и долгом, для того, чтобы сразу отбросить тщеславие или же бесстрашно взглянуть в глаза своим желаниям. Лучшие из таких произведений не пытаются паразитировать на славе оригинала, а продолжают рассказывать о сильных, смелых, живых женщинах — не важно, берут ли они в руки ружьё или пытаются сохранить семью.
К самому известному произведению писательницы обращаются чаще всего. Свежий безумный мэшап с захватившими поп-культуру в конце 2000-х зомби — не единственный пример. Остин даже есть на YouTube: много лет выходил невероятно популярный веб-сериал «The Lizzy Bennet Diaries», придуманный Хэнком Грином и Берни Су, чьи события, понятным образом, опирались на сюжет «Гордости и предубеждения». Из него же выросло по-британски минималистичное детективное шоу «Смерть приходит в Пемберли», в котором разбираются с таинственным убийством в поместье мистера Дарси, произошедшем после событий книги. Есть и сериал с абсолютно фанатским сюжетом «Lost in Austen», в котором наша современница буквально проваливается в мир романа.
Что смотреть
«Гордость и предубеждение»
1995
«Разум и чувства»
2008
«Эмма»
2009
«Доводы рассудка»
1995