КиноЖивотные против ксенофобии: Как «Зверополис» покорил мир
По экранам шагает новая поучительная история для детей и взрослых
Даша Татаркова
Вторую неделю в российском кинопрокате лидирует «Зверополис» — фильм студии Disney о городе антропоморфных животных с впечатляющим актёрским составом (что в оригинале, что в российском дубляже). Разбираемся, почему полнометражный мультфильм вслед за прошлогодней «Головоломкой» вновь стал серьёзным кинопереживанием и для детей, и для взрослых и почему мир так полюбил крольчиху Джуди и её мечты.
Главный мультфильм этого года в оригинале называется «Zootopia», то есть утопический мир, в котором все животные — братья и сёстры. Российский прокат выбрал куда более прагматичное и меткое название «Зверополис», ставя зрителя перед фактом: гармоничное сосуществование — это не образ из мира идей, а вещь вполне достижимая, пусть и в рамках одного города. А уж если у животных получилось договориться между собой не есть друг друга и относиться с уважением к другим видам, то у нас после миллионов лет эволюции тоже обязательно получится.
После слияния с Pixar компания Disney многому научилась у своего куда более продвинутого коллеги, и в первую очередь — как достучаться до аудитории, обратившись к универсальным социальным проблемам. Последняя на сегодняшний день диснеевская принцесса Эльза не добивалась принца, а пыталась принять себя и справиться с давлением извне; главный герой «Ральфа» искал своё призвание, а «Город героев» призывал идти учиться ради себя. «Зверополис» стал высказыванием на самую серьёзную и как никогда важную тему из всех — ксенофобии. Антропоморфные животные не просто влипают в приключения, но и простым языком рассказывают о сексизме, толерантности, взаимном уважении и тяжёлом кресте предрассудков.
Несмотря на то, что родители всегда рисовали со своими детьми и по сотне раз пересматривали за компанию одни и те же мультфильмы (у них просто не было выбора, справедливости ради), лишь в последние годы идея о том, что взрослые получают удовольствие от «детских» занятий стала общепринятой — вне зависимости от того, есть у тебя дети или нет. Продажи раскрасок спасают умирающий рынок бумажных книг, а мультфильмы, что полнометражные, что многосерийные, снимаются с оглядкой на совершеннолетних зрителей. Это беспроигрышная тактика: дети получают доступ к чуть более сложным поучительным историям с поправкой на современность, а взрослые не просто не скучают, но и дают волю чистым эмоциям, а также раскладывают у себя в голове сложные понятия по полочкам.
«Зверополис» рассказывает простым языком о сложной проблеме, с которой каждый вне зависимости от возраста, национальности или внешности сталкивался не раз. За всех нас отдувается крольчиха Джуди. Её родители хотят, чтобы она осталась в родной провинции и работала с ними на ферме, но у героини другая цель — переехать в крупный мегаполис, в котором все животные живут вместе, как будто бы в согласии.
В мире «Зверополиса» людей нет, а звери эволюционировали настолько, что изобрели штаны и высокоскоростные поезда. Джуди особенно сложно, потому что между ней и её мечтой стоит высокая стена дискриминации. Она хочет стать полицейской, но никто в неё не верит, поскольку кролики никогда не занимались подобной работой. Ко всему прочему она девушка, и с самого детства ей за это достаётся. Эту стену Джуди буквально перепрыгивает во время учёбы в полицейской академии, которую оканчивает с отличием — и переезжает в Зверополис.
В городе Джуди знакомится с прощелыгой-лисом Ником, который поможет ей увидеть гадкую изнанку межвидовых предрассудков. Даже в «Зверополисе» к лисам не питают и капли уважения, относясь к ним исключительно как мошенникам. Забросив попытки быть хорошим гражданином, Ник решил играть по навязанным ему правилам, раз всё равно ничего хорошего от него не ждут.
Пример Ника учит, казалось бы, толерантную, но на деле слепую к чужим проблемам Джуди, что ксенофобия — это обоюдоострый меч, который одинаково ранит и тех, кого она делает агрессором, и тех, кого помещает в позицию жертвы. Конечно, идея о взаимной дружбе, свободной от предрассудков, так и повисла бы в воздухе, если бы не случился конфликт. На новой работе Джуди раскрывает преступление, однако попутно наносит ещё больше вреда своими опрометчивыми выводами, выступая как настоящий бытовой расист.
«Зверополис» предлагает альтернативный взгляд на равноправный мир тем, кто до сих пор считает, что толерантность превратит мир в замятинское «мы», а феминизм лишит женщин возможности бриться. В мегаполисе животных межвидовые различия уважают и создают условия для жизни в соответствии с ними. Сегрегации не происходит, поскольку жители не ограничены в передвижении или выборе места обитания.
Главный урок — что всё это не гарантирует идеальный мир, потому что всегда останется человеческий, а в случае фильма животный фактор. Но не потому что все хищники плохие, а потому что отдельные люди, то есть животные, могут оказаться злее других. Слон-расист не продаст лису эскимо, нечистый на руку делец-хорёк будет торговать пиратскими дисками, а жаждущий власти травоядный будет идти по головам, оправдывая это своим угнетением. Это происходит даже в утопическом городе животных, но общество будет развиваться, если за грехи отдельных особей не будут автоматически наказывать целый вид.
«Зверополис» уже вторую неделю лидирует в российском прокате, собрав по всему миру отличные суммы и выбив лидерство на первой неделе в Америке. Было бы опрометчиво утверждать, что его полюбили именно за своевременное и доступное остросоциальное высказывание, но можно посмотреть и с другой стороны. Конечно, у мультфильма по всему миру были мощная промокампания, звёзды в ролях животных (Идрис Эльба, например) и Шакира, спевшая главную песню о том, что ошибаться не страшно. В России тоже напирали на известных актёров в озвучке, добавьте к этому милых антропоморфных животных — и успех, казалось бы, обеспечен.
Но в итоге мысль, которая прилагается к этому успеху, останется в, простите, умах подрастающего поколения. Совсем скоро в кино выйдет «Angry Birds», пропагандирующий ровно противоположную идею (что инаковость обязательно опасна и наказуема), и вот тогда станет окончательно ясно, действительно ли зрителю достаточно привлекательной обёртки или всё-таки задел на добро вносит свою лепту. Пусть общество не идеально, а утопия не достижима.
Фотографии: Walt Disney Animation Studios