ЖизньСсылка дня: Сальма Хайек
о домогательствах Вайнштейна
Актриса годами подвергалась харассменту на съёмках «Фриды»
Сальма Хайек наконец нарушила своё молчание и впервые рассказала о харассменте со стороны Харви Вайнштейна. В газете The New York Times актриса опубликовала статью под названием «Harvey Weinstein Is My Monster Too» («Харви Вайнштейн монстр и для меня тоже»), где написала о том, как кинопродюсер домогался её на съёмках «Фриды».
По словам Хайек, история мексиканской художницы вдохновила её стать актрисой, поэтому она относилась к фильму очень серьёзно, а роль Фриды стала для неё настоящей «миссией». В то время компания Вайнштейна Miramax была «синонимом качества, изысканности и смелости» — поэтому актриса попросила заняться картиной именно их. До этого актриса не знала продюсера лично, но, по словам его друзей, он был «необычайно умён», а также считался «верным другом и семейным человеком». Он сразу выдвинул Хайек ряд жёстких условий — поскольку тогда она была ещё не очень известной актрисой, Хайек была вынуждена согласиться.
Тогда я ещё не знала, как часто мне придётся говорить ему «нет». «Нет» тому, чтобы открывать ему дверь в любое время ночи — в каком бы отеле мы ни находились. «Нет» тому, чтобы принимать с ним душ. «Нет» тому, чтобы он наблюдал за тем, как я принимаю душ. «Нет» тому, чтобы он делал мне массаж. «Нет» тому, чтобы его обнажённый друг делал мне массаж. «Нет» оральному сексу с ним. «Нет» тому, чтобы раздеться вместе с другой женщиной. «Нет», «нет», «нет»… С каждым моим отказом он приходил в ярость
Harvey Weinstein Is My Monster Too, the new york times
Когда стало ясно, что Хайек не собирается идти на уступки, Вайнштейн стал угрожать ей тем, что найдёт на роль Фриды другую актрису. Тогда она была вынуждена обратиться в суд с жалобой на «неисполнение обязательств». Продюсер согласился продолжить работу, но при соблюдении очередного ряда условий — в том числе Хайек должна была переписать сценарий, найти десять миллионов долларов на производство, а также убедить известных актёров исполнить роли второго плана. Тогда на помощь актрисе пришли «настоящие ангелы»: Эдвард Нортон (согласившийся переписать сценарий и сыграть одну из ролей), режиссёр Джули Теймор, а также Антонио Бандерас, Эшли Джадд и Джеффри Раш.
На этом претензии Вайнштейна не закончились: в частности, продюсер заявил, что сросшиеся брови Фриды выглядят непривлекательно и никому не будет интересно смотреть на Хайек в этой роли, так как «её главным достоинством была именно сексуальность». «Он согласился продолжить работу над фильмом лишь при одном условии — если я соглашусь сняться в постельной сцене с другой женщиной, будучи абсолютно обнажённой, — пишет Хайек. — Тогда мне стало ясно, что он не позволит мне закончить картину, если я не воплощу хотя бы одну из его фантазий. Препираться было бесполезно. Пришлось согласиться — к тому моменту столько лет моей жизни ушло на этот фильм. К тому же я убедила принять участие в съёмках такое количество талантливых людей — как я могла позволить их усилиям пропасть впустую?» На съёмках у актрисы случился нервный срыв: она плакала без остановки, её трясло и постоянно тошнило. Чтобы завершить работу над фильмом, ей пришлось начать принимать успокоительное.
Когда съёмки закончились, Вайнштейн не захотел выпускать картину в прокат из-за того, что считал её неудачной. В итоге фильм удостоился двух «Оскаров», а также номинации в категории «Лучшая актриса». По словам Хайек, спустя несколько лет они с Вайнштейном встретились вновь на одном из мероприятий — продюсер отвёл её в сторону, сказав, что стал другим человеком, и похвалил за работу над «Фридой». «Я поверила ему. Он даже не представлял, как много для меня значили его слова, — отметила актриса. — При наших последующих встречах я улыбалась и старалась вспоминать о нём только хорошее. Я говорила себе, что пошла на войну — и выиграла её. Но почему мы, женщины, должны идти на войну, чтобы заявить о себе? Ведь мы столько можем предложить».