ЕдаКрасивее, чем есть:
Фуд-стилист о хитростях
на съемках еды
Ким Хартман рассказывает, к каким лайфхакам прибегают фуд-стилисты и как модно оформлять еду сегодня
Практически каждая фотография еды, которая попадается нам на глаза, является результатом работы команды стилистов. Они продумывают упаковку, оформляют меню, журналы, поваренные книги и билборды. Многие люди убеждены, что фуд-стилисты заменяют всю еду на фотографиях несъедобными, но аппетитно выглядящими предметами. На вечеринках я часто слышу разговоры типа «вместо мороженого они используют пюре, а вместо молока — ПВА». Лично я ни разу не заменяла мороженое на пюре, клей засыхает, так что его невозможно снимать, а в качестве взбитых сливок мы используем не пену для бритья, а сами взбитые сливки (в крайнем случае топпинг Cool Whip).
Ким Хартман
Работает фуд-стилистом 20 лет, в том числе и с такими брендами, как Kellogg’s, Stacy’s, Sargento, Arby’s, Palmero’s, Red Lobster, Barnes & Noble.
Молоко и его заменители
В 60-е Федеральная торговая палата оформила жалобу на рекламщиков Campbell’s Soup за то, что они подкладывали в тарелки с супом стеклянные шарики, чтобы лапша в тарелке не оседала на дно. По закону мы не имеем права выдавать несъедобные предметы за еду, но если мы делаем съемку, скажем, про горячий десерт, мороженое на той же фотографии не обязано быть настоящим. Если хлопья вроде Fruit Loops окрашивают молоко, можно залить их чем-то другим, например дурнопахнущим белым тоником для волос, который использовали в 50-е. Сейчас его трудно найти, но это один из немногих жирных продуктов, которые не превращают хлопья в кашу. В то же время если мы снимаем рекламу молока, то должны использовать именно его.
Искусство съемки мороженого
Мороженое снимать сложно даже физически — приходится проводить как минимум несколько дней в холоде среди сухого льда. Оно быстро тает и должно замораживаться несколько дней, прежде чем из него можно будет сформировать красивые шарики. При этом натуральное мороженое замерзает лучше и быстрее, чем то, в котором полно гуаровой камеди. И стилисту лучше иметь накачанные руки, чтобы разделывать твердое мороженое, — на уже мягком не видны те бороздки, которые клиент так хочет видеть. Если я берусь за заказ с мороженым, обычно я снимаю его без добавок, потому что с ними еще сложнее. Вишенки или орехи могут испортить внешний вид самого мороженого — пробить дыру в шарике например. В общем, с мороженым я стараюсь не работать.
Шоколадные реки
В рекламах батончиков, где шоколад льется рекой (то есть почти в каждой), стилисты поливают им не сами батончики, а огромные муляжи. Дело в том, что настоящие снэки слишком малы и красиво вылить на них шоколад не получается. На один такой муляж может уйти порядка 20 килограммов шоколада. При этом съемочная группа может неделю выбирать шоколад нужной вязкости, чтобы создать ровно такой шоколадный поток, какой все хотят видеть в рекламном ролике. В итоге для одной съемки могут закупить почти 400 килограммов шоколада разной консистенции. Я бывала на таких съемках: стилисты буквально разливали реки шоколада, и он стекал в огромные цистерны.
Горячие ванночки, крутящиеся
столики и «гвоздь программы»
Другая ситуация: мы снимаем рекламу для ресторана, который использует для готовки замороженные куриные грудки. Для съемки мы, конечно, возьмем куриные грудки из Whole Foods (американская сеть супермаркетов, специализирующихся на органических продуктах. — Прим. ред.), потому что они лучше выглядят — более аппетитные и ровнее разделаны. Если нужно искусственно подрумянить края гамбургера, мы чуть-чуть затемняем их с помощью красителя — так, чтобы бургер в итоге не выглядел ни слишком зажаристым, ни чересчур румяным.
На обустройство съемки уходит так много времени, что к моменту, когда всё наконец готово, еда успевает остыть. Например, с виду дымящийся печеный картофель рядом со стейком совсем не такой горячий, каким выглядит на фото. Просто во время съемки вокруг тарелки ставят емкости с горячей водой, благодаря которым складывается ощущение, что картофель только что вынули из печи, хотя на самом деле он комнатной температуры.
Тарелку с блюдом часто устанавливают на специальный крутящийся столик. Пока вокруг туда-сюда снуют камеры в поисках красивой картинки, отдельный человек пристально следит за тем, чтобы на тарелку не упало ни одной лишней крошки, капли воды или не возникло какого-нибудь грязного пятна. Впереди примерно 30–40 дублей, и горячую тарелку нужно менять каждые пару минут, так что ты проводишь весь день с тарелкой-«дублером» наготове, пытаясь органично встроиться в работу всего коллектива. Тарелку, которую снимают самой последней, мы называем «гвоздем программы». Как только он появляется на съемочной площадке, все выкладываются по полной и весь процесс чем-то напоминает балетную постановку.
Тренды фуд-стайлинга:
от стерильности к реалистичности
Фуд-стайлинг сегодня тяготеет к реалистичности; модно, когда блюдо выглядит по-домашнему. Когда мне было 23 и я только начинала работать в этой области, в цене, наоборот, была стерильность — еду приводили к максимально аккуратному, чистому виду, не дай бог, чтобы на тарелке остались крошки. Сегодня стилисты говорят на другом языке.
К примеру, я много работала с производителями тортов. Раньше если мне нужно было вырезать квадратный кусок из торта размером 20 на 30 сантиметров, то это должен был быть идеальный квадрат. Сегодня такого требования уже нет и никого не беспокоит естественная форма куска, как не волнует и тот факт, что на торте слегка поломается глазурь, а на тарелку попадут крошки. Изображение торта на коробке не должно отпугивать среднестатистического покупателя своей идеальностью — нужно, чтобы он решился его купить и приготовить самостоятельно.
Пицца — это сложно
Пиццу снимать едва ли не сложнее всего. Уже через пару часов сыр может выглядеть не так аппетитно, как должен, и даже разогрев ему не поможет. Приходится танцевать с бубном около духовки, отслеживая момент, когда сыр будет выглядеть именно так, как нужно клиенту. Несмотря на то, что это сложно, я стараюсь браться за работу с пиццей, потому что если ее удается снять хорошо, выходит по-настоящему красивая картинка. Например, недавно я снимала пиццы с необычного угла, на них клали много прошутто, так что свет просвечивал через куски мяса. В итоге они были почти прозрачными.
Стайлинг без стайлинга
и естественно выглядящая еда
Я всё время подмечаю промахи других стилистов. Политый маслом бургер на картинке может блестеть так, как в жизни никогда не будет. Однажды я забрела в отдел замороженной еды в гипермаркете и увидела упаковку пиццы, для которой стилисты «поженили» два куска сыра так, чтобы он красиво стекал с ломтика. Но на фотографии была видна граница, по которой срастили эти два куска.
Клиенты часто выдают неподходящие рецепты, по которым надо готовить еду для съемки, так что всё приходится выяснять самой. Нужно понять, как приготовить мясо так, чтобы, когда его разрежешь, в центре куска не осталось крови, но мясо при этом было идеально розовым. Нужно знать, как плавить разные виды сыра так, чтобы на пицце они выглядели аппетитно. А еще у тебя может быть прекрасный снаружи кусок ветчины, в разрезе которого обнаружится пласт жира. Поэтому всегда надо иметь план Б, понимать химические процессы, которые происходят при приготовлении еды и в то же время уметь выдавать красивую картинку.
Интервью: Whitney Kimball, Hopes&Fears
Фотографии: 1, 2, 3, 4, 5 via Shutterstock